Тренд на лоскутное шитье: экологично и творчески

Осенью 2020 года тренд на лоскутки накрыл и подиумы, и магазины бюджетных марок. Старый добрый петчворк, отрада рукодельниц всего мира, стал самым актуальным трендом сезона, тем более интересным, что из лоскутков можно сшить что угодно.

Hanna Hats

Фото: Hanna Hats

Ирландский семейный бренд – настоящее воплощение традиционных ценностей: уже третье поколение династии Ханна производит головные уборы ручной работы из классического твида. Последний – исключительно натуральный и произведенный локально, на фабриках на севере графства Донегол, из шерсти местных пород овец. Это не те кепки и шляпы, которые покупают от скуки и легко выбрасывают: качественные твидовые вещи – из разряда вечных, и головные уборы Hanna Hats передаются из поколения в поколение с тем же постоянством, что семейный бизнес Ханна.

Marni

Франческо Риссо, креативный директор знаменитого итальянского бренда, заявил, что при создании осенне-зимней коллекции этого сезона он вдохновлялся «Алисой в Стране чудес» и идеологией «сделай сам». Девизом коллекции стало «Найдите красоту в остатках». Платья, сшитые из кусков старых нарядов, кардиганы из разных фрагментов, нарочито неумело пришитых друг к другу толстыми нитками… Остатки тканей от коллекции сохранили, чтобы, в свою очередь, отделать ими сумочки следующего сезона: безотходное производство, возведенное в квадрат. 

Фото: Marni

Maison Margiela

И экологичность, и любовь к рациональному использованию каждого лоскутка у Maison Margiela, что называется, в ДНК: с самого основания собственного бренда Мартин Маржела тяготел к авангардным формам, смелому дизайну и экономии ресурсов. Эти ботильоны исчерпывающе иллюстрируют идеологию бренда: под пластиковым покрытием – коллаж из обрезков ткани, этикеток и обрывков документов. Словом, всего того, что каждый модный дом ежедневно выбрасывает килограммами. 

Фото: Maison Margiela

Africa Hernandez

Несмотря на имя, Африка Эрнандес родилась в Испании и с огромной любовью относится к традиционному костюму и техникам своей страны. Ее жизнерадостные, а порой роскошные наряды сшиты из старых вещей, которые Африка постоянно выискивает на барахолках и в секонд-хендах по всей стране, а то и в комодах родительского дома (в ход идут даже фамильные кружевные скатерти). Все это богатство попадает в ателье марки, где над ним колдуют мастерицы, владеющие традиционными техниками, – и получается красота.

Ahluwalia

Молодой британский дизайнер индийско-нигерийского происхождения Прия Алувалия запустила свой бренд лишь два года назад, но уже успела создать пять коллекций и получить пару престижных премий. Один из краеугольных камней Ahluwalia – вторичное использование как отслуживших свое вещей, так и остатков тканей с фабрик крупных брендов. «Я уже просто не могу создавать одежду, не думая об экологичности. Мы выбрасываем так много вещей, которые еще могут послужить, – говорит Прия. – У меня есть серый лоскутный свитер, в котором каждый кусочек имеет свой оттенок, – и это так красиво!»

Фото: Ahluwalia

Ssōne

В портфолио дизайнера Кэролайн Смитсон 20 лет работы на такие бренды, как Alexander McQueen, Louis Vuitton, Peter Pilotto, Proenza Schouler, Roksanda и Victoria Beckham. Однако с каждым годом этой внушительной карьеры в глубине ее души нарастало сожаление и ощущение бессмысленности от огромного количества отходов, производимого модным миром. Причем отходы эти включали не только собственно ткани, но и идеи, потраченные впустую время и энергию.

Фото: Ssōne

Переоценка ценностей привела к запуску собственной марки под названием Ssōne. Точнее, сама Кэролайн называет ее не маркой, а инициативой по полному исключению отходов. «Моей целью было замедлить процесс изготовления одежды, тратить больше времени на ее создание. Покупатель должен знать о каждой паре рук, притрагивавшихся к его новой вещи, иметь возможность связаться с этими людьми и поблагодарить их».

Одной из любимых технологий Ssōne стала канта (kantha) – старинная ремесленная техника, распространенная в Юго-Восточной Азии, когда старые и поношенные порой до ветхости ткани складывают в несколько слоев, простегивают, а затем проектируют из получившегося «лоскутного одеяла» новые наряды, нередко украшая их вышивкой и другим декором. «Канта восхищает меня тем, что в результате получаются уникальные вещи», – говорит Смитсон.

Созданием этих вещей занимаются индийские мастерицы, получившие секреты ремесла по наследству от мам и бабушек. Их имена значатся на каждой сшитой ими куртке или платье, наряду с подробной информацией о полном производственном цикле, пройденном изделием. Бренд поощряет творческие идеи работниц, и в коллекциях Ssōne то и дело появляются вещи, придуманные в далекой индийской деревне.

Ssōne поддерживает несколько социальных инициатив как по справедливой оплате труда ремесленников из стран третьего мира, так и сугубо экологических: например, каждая проданная вещь ознаменовывается посадкой дерева. И разумеется, в процессе производства приложены все усилия, чтобы минимизировать расход ресурсов и прочие разрушительные для природы факторы.

Фото: Ssōne

Patagonia

Почти 70-летняя история марки зиждется на стремлении ее основателя Ивона Шуинара делать мир лучше и чище. Patagonia участвует, кажется, во всех мыслимых экоинициативах и создает собственные инновационные материалы и технологии. Но каждый раз оказывается, что можно делать еще больше: очередным шагом стал запуск программы и линейки одежды Worn Wear. Теперь поношенные вещи марки можно сдать в магазин, их залатают или даже сошьют из них новые модели. Которые, возможно, вы купите снова.

Фото: Patagonia

Momo New York

В списке источников вдохновения бренд называет музыку, искусство, красивые ткани, путешествия и многообразие мировых культур. «Мечтай с таким размахом, чтобы было даже неловко рассказывать узколобым людям», – таков девиз марки. Чистая планета, где у всех равные возможности и справедливая оплата труда, – именно такая мечта у компании, и Momo New York уверенно к ней идет. Бренд придерживается принципов slow fashion (высококачественные, долго служащие материалы, локальное производство и дистрибуция), а вещи из «лоскутной» коллекции сшиты индийскими ремесленницами из старых сари.

Фото: Momo New York

Matty Bovan

Урожденный лондонец, 30-летний Мэтти Бован многому научился от мамы: та делала украшения из старых USB-шнуров еще до того, как это стало модным. Так что можно сказать, что идеей ресайклинга молодой дизайнер проникся с младых ногтей. Сегодня его наряды – воплощение этой эстетики: платья Matty Bovan можно было бы назвать текстильными монстрами Франкенштейна, если бы они не были так красивы. Материалы Бован берет из отходов швейных фабрик и магазинов секонд-хенд, что не мешает ему сотрудничать с известными домами моды и разнообразными брендами – от British Airways до Barbie.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»