2018 год объявлен в Азербайджане годом Кара Караева

5 февраля выдающемуся композитору исполнилось бы 100 лет. Среди первых событий юбилейного года – выставка «Гордость и величие» в Национальном музее искусств и концерт в Государственной филармонии.

На композиторе темные брюки и пижонская белая водолазка – не каждый мог похвастаться такой в 1960 году. На этом портрете, написанном Таиром Салаховым, Кара Караев сидит около рояля. Не за инструментом – рядом с ним; художник выбрал момент не исполнения музыки, но напряженной мысли о ней, момент сочинения. В трех шагах от этого портрета, намеренно отказывающегося от всякой романтической воодушевленности («музыка – это интеллектуальная работа»), – другой, уже скульптурный портрет: лицо Кара Караева выдается из волны белого мрамора. Из волны музыки, можно сказать, и музыке принадлежит – таким в 1965 году увидел композитора Джалал Каръягды. Воздух рядом с этой скульптурой дрожит от романтической экспрессии. Ровно две эти работы – живописная и скульптурная – обозначают масштаб личности знаменитого композитора, в которой равно были важны пылкое вдохновение и строгий интеллект. 

Портрет композитора Кара Караева. Таир Салахов. Фото: Национальный Музей Искусств Азербайджана.

Кроме них на выставке «Гордость и величие», открывшейся в Азербайджанском национальном музее искусств в Баку, еще около 40 ярких работ, посвященных Кара Караеву. Портреты, графические и живописные работы, на которых появляются герои его произведений (серия Микаила Абдуллаева «Семь красавиц») и фарфоровые статуэтки Хаят Абдуллаевой.

Праздновать юбилей композитора начали и в Государственной академической филармонии имени Муслима Магомаева. Там прошел праздничный вечер, программа которого представляла избранные сочинения Кара Караева. На открытии выступил заместитель премьер-министра, народный писатель Эльчин Эфендиев, отметив, что «поколения сменяют друг друга, но Кара Караев является вечным современником всех поколений – так было вчера, так это сегодня, так будет и завтра». Азербайджанский Государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли, ведомый Эльшадом Багировым, дал бакинцам возможность услышать Классическую сюиту Кара Караева, ноты которой были утрачены более 40 лет назад, а теперь восстановлены сыном композитора Фараджем Караевым, а также Вторую симфонию азербайджанского классика. Написанная в 1946 году как дипломная работа в Московской консерватории, где Караев был учеником Дмитрия Шостаковича, и посвященная победе в Великой Отечественной войне, она поражает контрастами скорби и торжества и прорывающимися сквозь печаль всполохами юмора, что замечательно воспроизвел оркестр, тонко прочувствовавший эту музыку. Также в программе был значительно более поздний (1967 год) Концерт для скрипки с оркестром – одно из самых известных в мире произведений Кара Караева, которое он посвятил знаменитому скрипачу Леониду Когану, и симфония «Гойя», сотворенная классиком в соавторстве с Фараджем Караевым.

Но музыка Кара Караева не была ограничена чопорными стенами филармонии – в день юбилея ее играли и в Бакинском метрополитене, на станции, названной в честь композитора. И будут играть еще во многих местах, посвященных высокой музыке и просто любимых народом, – потому что год Кара Караева продолжается.

separator-icon
Кара Караев. Джалал Каръягды. Фото: Национальный Музей Искусств Азербайджана.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»