Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов открыли юбилейный фестиваль «Арена ди Верона»
Юсиф Эйвазов и Анна Нетребко

Впервые оперный фестиваль в античном амфитеатре прошел в 1913 году, но юбилей «Арена ди Верона» отмечает только сейчас: музыка в этих древних стенах не звучала во время двух мировых войн и пандемии. 

Цифра «100» украшает все улицы города, день рождения своего самого долгоиграющего проекта страна отмечает с невероятной пышностью. Все 20 тысяч билетов – от престижных стульев в партере до мест на каменных ступенях – были проданы. Итальянцы, а также многочисленные туристы пришли послушать суперзвезд и оценить новую постановку «Аиды» (свою версию знаменитой оперы Верди предложил режиссер Стефано Пода). В первый день фестиваля партии главных героев исполнили Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов.

Автором предыдущей версии «Аиды» в Вероне был Франко Дзеффирелли, и его спектакль получил довольно слабые отзывы – мол, архаичен. Стефано Пода постарался, чтобы у критиков не было причины упрекнуть его в старомодности: став заодно художником-постановщиком, он сотворил поистине космические декорации. Над ареной появилась гигантская лазерная пирамида, по ходу действия меняющая цвет с красного на синий и зеленый. Взметнулась ввысь 20-метровая проволочная рука – символ власти, как объяснил режиссер. Сцену заполнили тысячи зеркал. И если солисты получили эффектные и не создающие неудобств костюмы, то миманс во время триумфального марша вышел в металлических латах, которые лязгали так громко, что мешали оркестру.

Впрочем, это нисколько не испортило праздничного настроения. Фестиваль открылся пролетом истребителей. Они распылили над ареной дымы в цветах национального флага. Затем одетый в бело-зелено-красные цвета хор исполнил гимн Италии.

И вот наконец зазвучала легендарная опера Верди (именно с нее начинался фестиваль 110 лет назад). И итальянцы – люди музыки – сосредоточились на том, как звучит «Аида» в нынешний день и час.

А звучала она изумительно. 56-летний дирижер Марко Армильято (один из столпов современного дирижерского искусства, его рады видеть во всех театрах мира, от Вены до Нью-Йорка) то разбирал шедевр Верди осторожно, как шкатулку с драгоценностями, то кидал оркестр в бой так, что музыка военных триумфов звучала невероятно «кровожадно». Звезды купались в своих ролях. Нетребко становилась то слабой рабыней, почти что сломленным цветком – казалось, вот сейчас ее хозяйка и соперница Амнерис чуть-чуть нажмет, и Аида вовсе исчезнет. То вдруг в ней пробуждалось чувство женской власти – она понимала, что может заставить возлюбленного предать страну во имя любви к ней. И в голосе Нетребко звучала истома соблазна. Юсиф Эйвазов рисовал своего Радамеса прежде всего как солдата – человека честного, бесхитростного, не умеющего плести интриги и распознавать их. Эта прямота, мужественный порыв, мощный поток звука транслировались в голосе певца. И главная звездная пара, и Олеся Петрова, выступившая в роли Амнерис, заслужили бурные овации публики.

«Арена ди Верона» продолжится до сентября. Юсифу Эйвазову после торжественного открытия фестиваля предстоит петь Радамеса еще шесть раз, а также исполнить партию герцога Мантуанского в «Риголетто». Роль беспечного правителя, считающего, что сердца всех красавиц склонны к измене, на фестивале в очередь исполняют только звезды: кроме Эйвазова, герцога поют Хуан Диего Флорес и Петр Бечала.Анну Нетребко, кроме «Аиды», можно будет услышать в сентябре в «Травиате» – трагическая история куртизанки Виолетты Валери идет на арене в старой доброй версии Франко Дзеффирелли.

separator-icon
Сцена из новой постановки оперы Верди «Аида» режиссера Стефано Поды
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»