Азербайджанские артисты сделали фестиваль имени Шаляпина особенным
Дирижер Эйюб Кулиев

Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина в этом году был особенно продолжителен и масштабен. Весомый вклад в него внесли азербайджанские артисты.

Оперный мир отмечает 150-летие со дня рождения Федора Шаляпина, появившегося на свет в 1873 году в Казани – и конечно, столица Татарстана не могла не отметить эту дату с особым размахом. Ежегодный Шаляпинский фестиваль длился целый месяц и собрал поистине выдающихся исполнителей из разных стран. Начался он, как всегда, премьерой – в Казани представили «Севильского цирюльника» (дирижировал посланец Италии Марко Боэми; в свое время именно там знаменитый русский бас исполнял партию дона Базилио). «Специальным гостем» фестиваля стал спектакль Мариинского театра «Хованщина» (в конце XIX века на премьере в Москве Федор Иванович пел партию Досифея). В программу вошли также другие оперы, в которых выступал Шаляпин: «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Аида», «Паяцы». Важным событием фестиваля стали выступления азербайджанских артистов: партию Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» исполнил Азер Зада, в «Набукко» за оркестровый пульт встал Эйюб Кулиев.

Сцена из оперы «Набукко». Фенена – Виктория Яровая, Набукко – Александр Краснов, Измаил – Сергей Осовин.

Опера Джакомо Пуччини, в Советском Союзе исполнявшаяся под названием «Чио-Чио-сан» (постановщикам казалось несправедливым обозначать на афишах прозвище, данное трепетной японской героине высокомерными персонажами-американцами, и трагедию итальянского композитора называли настоящим именем девушки), – серьезное испытание для тенора. Прежде всего потому, что он тут не главный – вся история выстроена вокруг юной гейши. Став женой американского военного моряка, она счастлива, не подозревая, что по закону этот союз в США силы не имеет. Героиня три года страдает в отсутствие мужа – и в итоге, когда Пинкертон появляется с новой женой-американкой, убивает себя.

Задача исполнителя роли лейтенанта Франклина Бенджамина Пинкертона – показать, насколько он недостоин обманутой им девушки. Впрочем, не менее важно объяснить, почему юная японка полюбила чужака. И партию Пинкертона, наделенную таким нежным обаянием, такой, казалось бы, искренней страстью, артист должен еще умножить своим актерским талантом. Вот это обещание будущего безбрежного и бесконечного счастья Азер Зада спел безукоризненно – кто бы герою не поверил? Отлично было сыграно и отчаяние героя в финале, когда он понимает, что совершил, – но ничего уже не исправить. Казанская публика, слышавшая многих хороших певцов, устроила артисту овацию.

Не менее сильное впечатление произвел дирижер Эйюб Кулиев своей трактовкой оперы «Набукко». Именно это сочинение принесло 28-летнему Джузеппе Верди настоящий успех, открыв путь к мировой славе. Сюжет яркой, полной драматизма истории взят из библейских времен и повествует о пленении вавилонянами народа Израиля. Незаконнорожденная дочь правителя стремится к короне и едва не убивает дочь законную. Сам же правитель сходит с ума и чудом обретает разум. Эта история вдохновила Верди на музыку такой силы, энергии и накала, что вести спектакль могут лишь дирижеры, обладающие пылким темпераментом и высоким самоконтролем, позволяющим «держать в руках» каждый звук в оркестре, готовом в любую минуту кинуться в пламя страстей слишком яростно.

Эйюб Кулиев справился с задачей. Мороз пробирал по коже, когда музыка отвечала теряющему разум Набукко (царю Навуходоносору), роль которого исполнил екатеринбургский солист Александр Краснов. Странная тень сочувствия поселялась в сердцах зрителей, когда решалась на самые страшные дела оскорбленная своей «незаконнорожденностью» Абигайль (казанская звезда Зоя Церерина). Эта драматическая, страстная история, положенная на музыку Джузеппе Верди и рассказанная оркестром, запомнится как одно из главных событий Шаляпинского фестиваля.

Сцена из оперы «Мадам Баттерфляй». Чио-Чио-сан – Гульнора Гатина , Пинкертон – Азер Зада.
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»