Бакинский центр мугама: держаться корней

В этом году отмечает десятилетие бакинский Центр мугама – важнейшая для страны институция, пропагандирующая и поддерживающая древнее и великое искусство азербайджанского мугама. Мы побеседовали с директором центра Мурадом Гусейновым.

Фото: Александр Гронский

Международный центр мугама в Баку был создан в 2005 году по инициативе президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой. Тогда же было решено построить для него новое современное здание. Оно было завершено в 2008 году – практически одновременно с утверждением мугама в списке шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Новый комплекс открыли в присутствии Президента Азербайджана Ильхама Алиева 27 декабря 2008 года. Это стало важной частью государственной программы по сохранению и пропаганде национального наследия республики. Очертания здания общей площадью 7500 квадратных метров повторяют силуэт традиционного музыкального инструмента тара.

За десять лет существования в Международном центре мугама прошло множество концертов, конференций, фестивалей, но прежде всего, конечно, уникальный международный фестиваль «Мир мугама», появившийся также по инициативе Мехрибан Алиевой. Кроме того, сотрудники центра занимаются хранением, сбором и систематизацией всевозможных материалов (как музыкальных записей, так и документов и фотографий), связанных с мугамом. А в расположенной здесь же студии звукозаписи пишут свои диски музыканты.

БАКУ: Десятилетие – повод подвести предварительные итоги. Чем из того, что сделал центр за последние годы, вы больше всего гордитесь?

МУРАД ГУСЕЙНОВ: Честно говоря, сложно выделить какое-то одно событие. За эти годы мы провели такое количество запоминающихся концертов, фестивалей, воркшопов, мастер-классов, симпозиумов, и все они ценны по-своему. Мы работаем и с международными звездами, и с молодыми музыкантами, и даже с детьми; проводим концерты и в Баку, и вокруг Баку, и по всей стране, и даже за рубежом. Кстати, мы очень ценим сотрудничество с журналом «Баку», благодаря которому мы смогли провести несколько международно значимых событий.

Но, конечно, есть некоторые события, которыми мы гордимся особенно. Это наш фестиваль мугама, без преувеличения важнейшее событие международного масштаба. Он проходит с размахом не только в нашем центре, но и на всех заметных площадках города, о нем много пишут и говорят. В Баку съезжаются музыканты со всего мира, они встречаются на сцене, импровизируют, расширяют границы жанра, знакомятся друг с другом, и из этого нередко получаются удивительные коллаборации. Вместе с нашими азербайджанскими мугамистами играли музыканты из Турции, Ирана, Ирака, Туниса – все они настоящие звезды.

Еще одна гордость – конкурс мугама, который проходит при поддержке Фонда Гейдара Алиева и транслируется телевидением на всю страну. Мы к нему очень серьезно подходим: эксперты объезжают весь Азербайджан, ищут молодые таланты, и в результате уже открыто довольно много новых имен. На конкурс отбирают 20 человек, они учат сложные программы, потом из них авторитетное жюри выбирает победителя и лауреатов. Что приятно, за конкурсом все очень пристально следят, смотрят трансляции; зачастую молодые ребята становятся звездами еще до объявления результатов премии.

БАКУ: Какова ваша главная задача – сохранять и архивировать наследие мугама или придумывать, куда мугам может двинуться дальше?

М.Г.: И то и другое. Мы занимается поддержкой и пропагандой этого жанра. Например, проводим вечера мугамной музыки, где каждый посвящен одному из мугамов – от классических, базовых, до не таких известных; всего их более 25. Это наш долгий энциклопедический проект, очень глубоко раскрывающий искусство мугама.

Но мы стремимся сделать прежде всего так, чтобы мугам продолжал существовать, и потому поддерживаем самые разные его грани. Например, симфонический мугам – очень интересная и уже устоявшаяся традиция со своей историей. Или джаз-мугам, который многие любят. Есть очень интересные эксперименты в этом жанре, наш центр их поддерживает. Важно подчеркнуть, что мы не ограничиваемся только мугамом – мы пропагандируем нашу национальную музыкальную культуру во всей ее полноте: фольклорную музыку, классическую, джаз. Мы сотрудничаем с Институтом фольклора, в последнее время уделяем много времени ашугской музыке, регулярно проводим такие вечера.

Выступление знаменитых исполнителей мугама Алима и Ферганы Гасымовых. Фото: Международный центр мугама

БАКУ: Кажется ли вам плодотворной идея скрещивания мугама с другими жанрами и культурами?

М.Г.: Не просто плодотворной – мы этим регулярно занимаемся и видим много поразительных примеров. Я вспоминаю, как на наши фестивали приезжали музыканты из Индии, Венгрии, Франции, Марокко, из самых разных уголков мира. Они могут и не знать всех тонкостей мугама, но язык музыки ясен всем, и они понимают друг друга с полуслова. Результатом становятся международные коллаборации – появляются новые дуэты, трио, квартеты. Наши музыканты все чаще выезжают на западные фестивали, мугам теперь можно услышать по всему миру.

БАКУ: Вы блестящий пианист, знаток французской музыки, часто выступаете. Помогает ли знание основ мугама исполнителю классики?

М.Г.: Я даже не стал бы разделять. Да, моя деятельность как пианиста и исполнителя и работа директором Центра мугама идут как бы параллельно, но на самом деле взаимодополняют друг друга. Ведь работа в центре постоянно сталкивает меня с невероятными виртуозами со всего мира, я составляю очень разнообразные концертные программы, так что мой кругозор все время расширяется, а это, конечно, совершенно необходимо любому музыканту. И конечно, мугам не просто музыка – это философия, настоящая сокровищница древней мудрости, из которой можно черпать вечно. Я это делаю с детства – мы ведь выросли на нашей национальной азербайджанской музыке. И мугамы, и наша симфоническая классика растут из одного корня, все это мне очень близко.

БАКУ: Вы помните, как первый раз услышали мугам?

М.Г.: Когда-то давным-давно, в детстве. Баку ведь был одним из самых музыкальных городов мира, я был окружен музыкой. Не помню, когда именно услышал мугам, мне кажется, я всегда рос с ним. Но думаю, это было по телевизору: концертная жизнь в Баку моего детства была не такой богатой, как сейчас. Сегодня, конечно, у нас все на мировом уровне.

«Каждый находит в мугаме то, что ему ближе. Музыка сама прокладывает дорогу к сердцу и душе слушателя. И конечно, многое трудно передать словами, да и не нужно»

БАКУ: Классика и мугам – это разные миры или между ними есть связь?

М.Г.: Мугам гораздо старше классической музыки. И есть научные работы, которые демонстрируют связь между ними и взаимопроникновение культур. Например, вы наверняка слышали мугам баяты-шираз. И наверняка с детства знакомы с творчеством Баха, Токкату ре-минор слышали точно все. Невозможно же не услышать связь между ними! Эта токката буквально построена на ладогармоническом материале баяты-шираз. Очевидно, это один из ярчайших примеров взаимодействия. Думаю, так великий Бах обратил внимание на мугам. Более того, это уже научно доказано. Многие выдающиеся русские композиторы также обращались к мугамам – и Глинка, и Рахманинов, и Балакирев, и Римский-Корсаков. И неслучайно эти произведения становились одними из самых известных.

БАКУ: Что самое сложное в изучении мугама? Кому он проще всего дается?

М.Г.: Ну как сказать… Это философия, очень сложное искусство – прежде всего нужно постичь основы. Важно получить знания от выдающегося учителя. Слава богу, у нас есть такие мастера, есть национальная консерватория, которая дает фундаментальное обучение. Интересно, что мугаму приезжают обучаться со всего мира – это тоже результат в том числе наших планомерных усилий по пропаганде данного искусства. Думаю, важно, что и мугам, и тар, и кяманча вошли в сокровищницу музыкальной культуры, в список ЮНЕСКО, что тоже привлекает внимание. В результате я знаю, например, очень талантливого музыканта, который приехал учиться мугаму аж из Кореи. Потом уехал к себе и, насколько мне известно, продолжает заниматься, устраивает мероприятия, в том числе такие, на которых мугам встречается с корейской музыкой. То есть на наших глазах происходит удивительный синтез.

Важно в принципе соприкасаться с великим искусством, особенно на начальном этапе. И пианисту, и мугаматисту для первых шагов нужен чуткий педагог. Недостаточно просто любить эту музыку, ходить на концерты, слушать мугам или мугамную оперу. Нужно все это впитывать, быть очень разносторонним, развивать художественную импровизацию и так далее.

БАКУ: Важны ли для центра азербайджанского мугама родственные традиции – арабский и турецкий маком, персидский дестгях? Налаживаете ли вы связи между ними, входит ли это в сферу ваших интересов?

М.Г.: Конечно. На наш фестиваль мугама приезжают музыканты из этих стран, импровизируют с нашими великими исполнителями. География самая богатая – не только Турция и Иран, не только арабский мир, самые разные страны, вплоть до Китая и Индии. На наших глазах буквально с первого года фестиваль стал настоящим праздником музыкальной культуры всего мира, народной прежде всего. Я чувствую, что на нем музыканты обогащают друг друга. И конечно, разносят весть о великом искусстве мугама по всей планете.

БАКУ: Насколько просто современному неподготовленному слушателю найти с ним контакт, если он не знает устройство мугама, названия и структуру ладов и прочие тонкости?

М.Г.: Это вопрос соприкосновения с искусством вообще. Ну вот что вы чувствовали, когда впервые слушали мугам?

БАКУ: Я впервые услышал его, уже будучи знакомым с арабской традиционной музыкой, с индийской классической традицией – мне помог мой слуховой опыт.

М.Г.: Но это вовсе не единственный путь. Ведь мугам сложен не только своим музыкальным устройством, но своим эмоциональным настроем: это же невероятная сила, идущая из глубины веков. Эта музыка передавалась из уст в уста, от мастера ученику, прежде всего на уровне эмоций. А уж потом, когда познаешь азы, оказывается, что есть еще один уровень, и еще. Но чтобы найти контакт с мугамом, необязательно знать, как устроены лады, и тем более самому заниматься музыкой. Она любого человека настраивает на глубинном эмоциональном уровне. Выводит на другие духовные просторы. Даже можно сказать, очищает, совершенствует.

Конечно, музыка воздействует по-разному на ребенка и на взрослого, и ваш опыт тоже влияет, и интеллект, и количество услышанного прежде, и прочувствованного. Любой человек на концерте мугама найдет для себя что-то свое. Есть же разные мугамы – грустные, радостные и приподнятые. Но, повторюсь, это не просто музыка, а целая философия. Она ведь связана с поэзией, которую писали великие мастера, что тоже влияет. Каждый находит в мугаме то, что ему ближе. Музыка сама прокладывает дорогу к сердцу и душе слушателя. И конечно, многое трудно передать словами, да и не нужно. Духовный, глубоко философский мир мугама говорит сам за себя.

Фото: Александр Гронский
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»