Эльвин Ганиев сыграл концерт в Мариинском театре
Эльвин Ганиев

Один из самых ярких молодых азербайджанских скрипачей дебютировал в Мариинском театре, сыграв концерт Фазыла Сая.

Эльвин Ходжа Ганиев – музыкант по праву рождения: дед – знаменитый скрипач Сарвар Ганиев; отец – Хайретдин Ходжа, виолончелист; мать – Нармина Ганиева, пианистка; родители преподают в Билькентском университете Турции. То, что талант в семье передается по наследству, Эльвин убедительно доказал в 12 лет, взяв «серебро» на международном музыкальном конкурсе в Люблине (затем побед было более десятка). В 2019-м он окончил бакалавриат мадридской Высшей школы музыки королевы Софии (преподавателем был легендарный Захар Брон), а в прошлом году стал магистром в Ганновере (класс Кшиштофа Венгжина). В свои 25 Эльвин Ганиев – стремительно взлетающая звезда, и выступление в Мариинском театре – закономерный этап в его карьере.

«В октябре я выступал в Стамбуле и там впервые встретился с иранским маэстро Александром Рахбари, – говорит Эльвин. – Мы играли концерт Фазыла Сая для скрипки с оркестром, который композитор назвал «1001 ночь в гареме». Мы поняли, что совпадаем во взглядах на музыку и оба любим Сая. Маэстро в свое время был дирижером многих его произведений, а я впервые услышал «1001 ночь» еще в детстве: концерт играла Патриция Копачинская, для которой он и был написан. И когда Валерий Гергиев предложил Александру Рахбари контракт на несколько концертов с симфоническим оркестром Мариинского театра, маэстро захотел в одном из них исполнить «1001 ночь» и пригласить меня в качестве солиста. Валерий Абисалович познакомился с этой музыкой и сразу согласился».

В концерте, сочиненном в 2007 году по заказу Люцернского симфонического оркестра, представлены образы старинной книги арабских сказок. Роль Шахерезады, ведущей повествование, отдана скрипке, и ее голос то успокаивающе струится, то темпераментно взрывается. Фазыл Сай так рассказывает о своей музыке: «Первая часть рисует внутренние покои гарема и знакомит с разными его обитательницами, их непохожими характерами. Вторая часть – нечто вроде веселой вечеринки с разнообразной танцевальной музыкой. Действие третьей части разворачивается утром следующего дня, это главным образом вариации на одну известную турецкую мелодию. Четвертая часть, хотя и начинается драматически, постепенно переключается на воспоминания о минувшем; заканчивается сочинение чувственным восточным звучанием, наполненным грезами и ощущением счастья». Эльвин Ганиев трактует сочинение композитора несколько иначе: «Очень эффектная музыка, она создает экзотическую, оттоманскую атмосферу. А рассказывает о жизненном цикле от рождения до смерти – как, собственно, сама сказка о 1001 ночи. Первая и четвертая части похожи, но первая подготавливает к следующей, наполненной эротикой, танцами, и вместе с тем содержит какие-то тайные драмы. Четвертая же, с ее бурным началом, успокаивается и готовит слушателя к тому, что всё неизбежно заканчивается. И вот звучит финальная нота – будто чье-то последнее дыхание…

Для меня самая трудная – третья часть. Она очень длинная, скрипка постоянно «присутствует на сцене», десять непрерывных минут, и хотя вторая часть технически сложнее, именно третью считаю главной. В ней звучит нежная мелодия, которую Сай взял из турецкой песни, – у султана здесь вспыхивают чувства к Шахерезаде. Эта часть очень трогательная. В ней определенно есть что-то ностальгическое. Когда ее играю, всегда вспоминаю свое детство».

Концерт прошел с большим успехом. Публика потребовала от солиста выступления на бис – такая честь выпадает не каждому музыканту. Эльвин исполнил Сонату № 3 Эжена Изаи, бельгийского композитора, жившего на рубеже XIX–ХХ веков. В цикле своих сонат, посвященных великим скрипачам, тот устраивает настоящие экзамены по виртуозности будущим их исполнителям. Ганиев в этом маленьком шедевре продемонстрировал фантастическую технику и незаурядный темперамент. Петербург наградил азербайджанского скрипача бурной овацией.

Дирижер – Александр Рахбари.
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»