Нынешнее название Бакинской музыкальной академии втрое младше, чем она сама, – ему всего 30 лет. Большую часть ХХ века бакинцы, и не только они, знали ее как Азербайджанскую государственную консерваторию. Основанная в 1921 году благодаря великому композитору, дирижеру и основоположнику национального академического музыкального искусства Узеиру Гаджибейли, академия очень молода по сравнению с аналогичными мировыми заведениями того же уровня, но выпустила десятки композиторов, музыкантов и солистов с мировым именем.
Фархад Бадалбейли, пианист, композитор, народный артист СССР, профессор, ректор Бакинской музыкальной академии.
Столетнему юбилею азербайджанской консерватории был посвящен XII Габалинский международный музыкальный фестиваль, который прошел в августе. Его главными героями стали студенты и преподаватели Бакинской музыкальной академии.
В ноябре в Баку на столетие академии приезжал знаменитый дирижер, скрипач Дмитрий Ситковецкий, сын пианистки Беллы Давидович (под ее руководством Фархад Бадалбейли окончил аспирантуру Московской консерватории. – БАКУ) и скрипача Юлиана Ситковецкого. Помимо того что Дмитрий великолепно дирижировал сюиты из балета «Семь красавиц» Кара Караева и играл на скрипке «Цыганку» Равеля, он дал замечательный мастер-класс.
Дай бог, когда Шуша будет полностью готова принять жителей, мы станем проводить в ней ежегодные музыкальные фестивали. А еще хотелось бы устраивать там летние академии с участием прославленных музыкантов – это чудесный формат, когда артисты одновременно дают концерты и занимаются со студентами. Я мечтаю об этом.
«Сто лет – это, конечно, немного, – говорит ректор Бакинской музыкальной академии, профессор, народный артист СССР и Азербайджана Фархад Бадалбейли. – Европейские консерватории насчитывают и 200, и 300, и 400 лет. Но за сто лет профессиональная классическая азербайджанская школа прошла огромный путь, при том что культура Азербайджана насчитывает тысячелетия».
Историю Азербайджанской государственной консерватории невозможно рассказать, не отметив влияние советской школы классической музыки и крепкие общие традиции, которые начали формироваться еще в первой половине прошлого века. И мэтры, и недавние выпускники прежде всего вспоминают Дмитрия Шостаковича, у которого учились последователи Узеира Гаджибейли Кара Караев и Джевдет Гаджиев. Сегодня имена этих композиторов и ректоров консерватории олицетворяют культуру республики.
«Азербайджан и Россию связывают традиции, которые идут от наших корифеев, – говорит дирижер, профессор, народный артист Азербайджана Ялчин Адигезалов. – Эти традиции заложил великий Узеир-бек, когда пригласил профессуру Московской и Санкт-Петербургской консерваторий в Баку. Это были крупнейшие специалисты – в первую очередь инструменталисты, пианисты, композиторы, которые помогали возрождать и поднимать национальную школу Азербайджана. Самый весомый вклад внес Дмитрий Шостакович, который, правда, сам в Баку не преподавал, но у него учились наши Кара Караев и Джевдет Гаджиев, основатели азербайджанского симфонизма. Позднее, приезжая в Баку, Шостакович называл композиторов среднего поколения – Арифа Меликова, Васифа Адигезалова, Фирангиз Ализаде – своими внуками, потому что они были учениками Кара Караева. Могу сказать, что все композиторы, которые учились у Караева, находились под влиянием обаяния, мастерства и величия Шостаковича».
Свой юбилей Бакинская музыкальная академия имени Узеира Гаджибейли отметила чередой праздничных концертов. В азербайджанской столице прошли выступления классических музыкантов в Государственной академической филармонии имени Муслима Магомаева, камерный концерт классической музыки в Русском доме в Баку, джазовый гала-концерт в Международном центре мугама. Самый грандиозный концерт, организованный Фондом Гейдара Алиева и посольством Азербайджана в России, состоялся в Москве, в Большом зале консерватории. Для Бакинской музыкальной академии и вообще для азербайджанских артистов он был особенно важен, подчеркнул Фархад Бадалбейли, который сам выходил в тот вечер на сцену: «У наших консерваторий всегда были очень тесные связи. Мы студентами ездили в Московскую консерваторию в аспирантуру, столичные профессора приезжали к нам на выпускные экзамены в качестве председателей государственных комиссий. Это были такие гиганты, как Александр Гольденвейзер, Яков Мильштейн, Яков Флиер, Яков Зак. Так что Москва для всех нас – родной дом. А Большой зал консерватории – мечта любого музыканта».
Кроме ректора Бакинской музыкальной академии, в концерте приняли участие многие ее выпускники и преподаватели. Среди них народные артисты Азербайджана Ялчин Адигезалов, Мурад Адыгезалзаде, Самир Джафаров, Мурад Гусейнов, Егяна Ахундова, заслуженные артисты Фуад Ибрагимов, Сахиб Пашазаде, Азер Зада лауреат международных конкурсов Сельджан Насибли, Муртуза Бюльбюль и другие.
В тот вечер на сцене звучали произведения выдающихся азербайджанских мастеров ХХ века: Узеира Гаджибейли, Кара Караева, Фикрета Амирова, а также классика русских и европейских композиторов в исполнении Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева. Концерт открыла увертюра Гаджибейли к опере «Кёроглу», а завершилась праздничная программа финалом известного мугама «Карабах шикестеси» в исполнении Алима и Фарганы Гасымовых.
Организаторы пригласили в Москву самых ярких азербайджанских солистов, причем сделали ставку на молодых исполнителей. Дирижер Ялчин Адигезалов, который работает с Российским национальным оркестром около 30 лет, признался, что ему было важно услышать мнение авторитетных российских коллег. «В оркестре есть блестящие музыканты старшего поколения, мнению которых очень доверяю. Я спросил, что они думают о наших артистах – скрипаче Эльвине Ганиеве, виолончелисте Джамале Алиеве. Коллеги выразили восторг, сказали, что это мировой уровень. Было приятно слышать, потому что эти ребята, которые уже очень востребованы, – завтрашний день азербайджанской культуры», – сказал маэстро.
Делясь личными впечатлениями от концерта, Адигезалов отметил, что это был большой праздник, а успех на одной из престижнейших площадок мира превзошел все ожидания. Зал, в котором присутствовали профессора, педагоги, музыканты высокого уровня, преподаватели музыкальных школ, устроил бурные овации. А значит, педагоги Бакинской музыкальной академии все эти годы трудились не зря.
Ялчин Адигезалов, дирижер, профессор, народный артист Азербайджана.
Бакинская музыкальная академия – наша альма-матер и главный музыкальный вуз. Ее выпускники известны и востребованы в крупнейших театрах мира. Баритон Эвез Абдулла – солист Национальной оперы Мангейма. Эльчин Азизов, Юсиф Эйвазов, Динара Алиева – солисты Большого театра. Азер Зада – один из любимых теноров дирижера Риккардо Мути, который постоянно приглашает Азера на фестиваль в Равенну. Это все показатели возросшего мастерства выпускников нашей консерватории. Да, многие артисты оттачивают свои навыки за рубежом, но они выходцы из Бакинской музыкальной академии. Традиции, заложенные еще в Советском Союзе, живут до сих пор. Это очень мощная база. Советская школа классической музыки всегда была очень почитаемой, и пока мы живы, стараемся ее сохранить, привить нашим студентам. Советский Союз был ведущей музыкальной державой и придавал колоссальное значение культуре – об этом надо говорить, потому что все должны это помнить.
Мурад Гусейнов, пианист и композитор, народный артист Азербайджана, директор Международного центра мугама.
Я впервые переступил порог Бакинской музыкальной академии, когда мне было пять или шесть лет. С прекрасным залом, с этим замечательным вузом, который выпускает артистов мирового уровня, у меня связаны самые яркие воспоминания: это и участие в конкурсах, и экзамены в формате концертов, и общение с выдающимися педагогами. Я с большой признательностью вспоминаю всех своих учителей: замечательного пианиста профессора Эльмиру Сафарову, которая училась в Московской консерватории у Якова Флиера и Абрама Шацкеса, выдающегося композитора Эльмиру Назирову, ректора академии народного артиста СССР Фархада Бадалбейли, который блестяще играл на концерте в Большом зале Московской консерватории… Каждый день в стенах вуза я встречал великих людей и буду всегда стараться изо всех сил ради одной только чести считаться достойным продолжателем их дела.
Фуад Ибрагимов, дирижер, заслуженный артист Азербайджана
В Большом зале Московской консерватории я выступал не впервые – прежде были и концерты с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, и запись диска. Но у этой сцены особая аура, и выйти на нее волнующе для любого музыканта. Это сложно передать словами – чувствуешь совершенно другой уровень ответственности. Большой зал консерватории – магическое место: образно говоря, здесь распрямляешь спину и стараешься изо всех сил.