Международный музыкальный фестиваль имени Узеира Гаджибейли состоялся в Азербайджане в 13-й раз. Впервые концерты фестиваля прошли не только в Баку, но и в освобожденной Шуше.
Главный фестиваль классической музыки в стране, учрежденный в 2009 году Фондом Гейдара Алиева и Министерством Культуры Азербайджана, всегда начинается в один и тот же день – национальный День музыки и день рождения знаменитого композитора Узеира Гаджибейли, 136 лет со дня рождения которого страна отмечала в этом году. Фестиваль оркестровой музыкой не ограничивается: в программе камерные сочинения соседствуют с оперой, а к выдающимся произведениям азербайджанских композиторов присоединяются легендарные опусы европейских сочинителей. Такое внимание к мировым музыкальным богатствам в сочетании с ежедневной и страстной работой по созданию национальных музыкальных шедевров было важно для самого Гаджибейли и стало политикой фестиваля, успех которого неизменен каждый год.
XIII фестиваль получился совершенно особенным, потому что открытие его состоялось не только в Баку, но и в Шуше – «консерватории Кавказа», год назад освобожденной и теперь активно восстанавливающейся. Дому-музею Узеира Гаджибейли еще предстоят большие работы, а дом-музей Бюльбюля уже приведен в порядок, и экскурсию по нему для первых гостей фестиваля провел сам посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглу, увлеченно рассказывавший о жизни и творчестве своего знаменитого отца.
Концерт открытия в Шуше проходил под открытым небом, и аудитория представляла собой поразительное смешение лиц и стилей: к приехавшим из Баку профессионалам и знатокам музыки, политикам и журналистам присоединились жители окрестных сел, недавно вернувшиеся в свои дома. Трудно сказать, кого из них музыка тронула больше – тех, кто изучил ее вдоль и поперек, или тех, кто просто вдыхал ее как воздух. Оркестр народных инструментов Ансамбля песни и танца имени Фикрета Амирова под управлением Агаверди Пашаева вместе с замечательными солистами (в концерте приняли участие Наргиз Керимова, Арзу Алиева, Мансур Ибрагимов, Гочаг Аскеров и Анар Шушалы) исполнили сочинения Узеира Гаджибейли, Васифа Адыгезалова, Сулеймана Алескерова, Ниязи, Фикрета Амирова и Гасана Рзаева. А на бакинском открытии в Азербайджанской государственной академической филармонии играл Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли, ведомый Рауфом Абдуллаевым. Увертюра к опере Гаджибейли «Кероглу», симфонический мугам Фикрета Амирова «Шур» и Концерт для фортепиано с оркестром Арифа Меликова (где солировал Мурад Адыгезалзаде) были горячо приняты публикой.
Программа «Поддержка молодежи», которую пять лет назад придумал Мурад Адыгезалзаде, представила в рамках фестиваля юные дарования – артистов, чьи карьеры стремительно идут ввысь, кто будет определять картину музыкальной жизни страны (а некоторые – и мира) в ближайшие годы. На концерте, прошедшем в филармоническом Зале камерной и органной музыки, можно было услышать уже состоявшегося певца Джалала Керимова и 16-летнего Теймура Кязымова, весной блеснувшего на проходившем онлайн конкурсе Культурного центра Елены Образцовой. Богатство азербайджанской фортепианной школы дарованиями засвидетельствовали сразу шесть музыкантов, от уже известных молодых звезд до многообещающих школьников: Наргиз Кенгерли, Ханым Гулузаде, Хидаят Садыгбейли, Фатима Алиева, Нурана Алиева и Айнур Абдуллаева. За скрипичное искусство отвечали Умида Аббасова и Сура Руфат, а Севда Джабраилова продемонстрировала мастерство игры на кануне. Первой в программе прозвучала «Сюита победы» молодого композитора Юсифа Аббасова – ее сыграли Умида Аббасова и Айнур Абдуллаева, а затем пришло время музыки Фикрета Амирова и Ниязи, Узеира Гаджибейли и Эльмиры Назировой. И в каждом произведении молодые исполнители находили свои краски, им было что сказать городу и миру.
Важным событием фестиваля стал «польский вечер» в филармонии. За пульт Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли встал дирижер Павел Котла, а украсила программу сопрано Ивона Соботка. Музыканты начали с сюиты из балета «Тропою грома» Кара Караева и завершили Седьмой симфонией Бетховена, а в центре программы, в самом сердце ее, предложили слушателям замечательную редкость – «Песни сказочной принцессы» Кароля Шимановского. Их оригинальная редакция была найдена в архиве незадолго до пандемии, и теперь именно с Баку «Песни принцессы» начинают свое живое шествие по миру.
Еще один концерт в филармонии, где Азербайджанским государственным камерным оркестром имени Кара Караева дирижировал Фахраддин Керимов, принес две бакинские премьеры: были исполнены «Венецианская симфония» Антонио Сальери и «Молитва тореро» Хоакина Турины (солировали скрипачка Умида Аббасова и виолончелист Алексей Мильтих). Красок международной программе фестиваля, по понятным причинам существенно сократившейся, но все же не исчезнувшей вовсе, добавило выступление ныне живущих и работающих в США пианистки Наргиз Алияровой и виолончелиста Сергея Антонова – в их программе были произведения Шопена и Шостаковича, Ростроповича и Амирова.
Именно в дни фестиваля после длительного перерыва снова открылся бакинский театр оперы и балета. Сначала была исполнена драгоценная азербайджанская классика – «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибейли, а затем знаменитая «Травиата» Джузеппе Верди, где в главной роли блеснула гостья фестиваля Ивона Соботка. Собиравшаяся как на праздник нарядная публика все эти семь дней фестиваля праздник и отмечала – праздник музыки, единства и победы над всеми планетарными обстоятельствами.