В пространстве ARTIM состоялась выставка Хабиба Сахера

Выставка под названием «И это пройдет» – философское размышление о жизни, смерти и о том, что между ними.

Хабиб Сахер, азербайджанский художник иранского происхождения, – настоящий философ от искусства. Его выставки – трактаты, написанные языком образов: воплощенные в рисунках, скульптуре, объектах, выдернутых из повседневной жизни и соединенных между собой так, что из набора обычных предметов рождается лаконичная символика. Два десятка будильников, какие каждое утро поднимают нас на работу, подвешенные на тонких нитях, становятся у Сахера зловещим memento mori: напоминанием, что каждая минута жизни быстротечна и невозвратима, что нужно проживать ее, каждую, осмысленно – ведь она никогда не вернется. Электрическая лампочка и два молотка вместе образуют композицию, от которой веет угрозой и ощущением недолговечности: только прикоснись, и чугун вдребезги разнесет тонкое стекло. И тут зритель даже не умом, а всем телом ощущает хрупкость бытия и драгоценность жизни, которую, оказывается, так легко сломать.

Сахер – многогранный художник. С одной стороны, прямой наследник классического концептуализма – почти копирует эталонные работы Джозефа Кошута или группы Art & Language, выставляя минималистические черные доски с белыми надписями латинским шрифтом или арабской вязью. Вместо картины – ее описание, сухой краткий текст. С другой, противоположной стороны, он эмоциональный и страстный художник, готовый без страха говорить о любви и смерти, скорби и надежде. Гипсовые портреты, похожие на посмертные маски, в пространстве ARTIM висят, как еще не созревшие плоды, на ветвях сухого дерева, которое Сахер перетащил в галерею из сада, – и мертвое дерево возрождается, становясь символическим древом жизни.

Жизнь и смерть, рождение и угасание для Хабиба Сахера являются главным предметом интереса. Он не зря увлекался тибетским искусством, где буддистские монахи долго и кропотливо выкладывают из разноцветного песка узорчатые мандалы – лишь для того, чтобы, закончив, разрушить их и тем самым дать им свободу. Сам Сахер говорит, что в идеале все его работы должны саморазрушиться к концу выставки. Потому что подлинная суть его искусства не в образах, которые создает художник, а в опыте, который получает зритель. Опыте времени, опыте быстротечности бытия, осознания неизбежности смерти – и одновременно красоты того краткого мига, что называется жизнью.

Выставка Хабиба Сахера стала первой в крупном проекте, который запустил в ARTIM центр современного искусства YARAT. По результатам открытого конкурса здесь будут выставляться разные современные художники. Также в программе кинопоказы, мастер-классы и поэтические чтения.

separator-icon
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»