Фестиваль в честь Узеира Гаджибейли: день рождения в мажоре

Помня про существование зла в этом мире, Узеир Гаджибейли неизменно писал про добро и радость. Фестиваль, посвященный 130-летию со дня его рождения, наполнил бакинскую осень весельем.

Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли. Дирижер Рауф Абдуллаев.

В вечер открытия на гала-концерте во Дворце Гейдара Алиева заместитель министра культуры и туризма Азербайджана Адалят Велиев рассказал зрителям о биографии великого композитора, а затем артисты и музыканты исполнили фрагменты из произведений Гаджибейли. А столичные театры в эту неделю поставили в афиши произведения мастера из своего репертуара.

Бакинская опера сыграла «Лейли и Меджнун» и «Аршин мал алан». Первая постановка, полная нежной лирики и выстроенная на диалоге с мугамом, рассказывала о трагической любви, но также подкрепляла интонацию счастья, которой был пронизан фестиваль: ведь опера утверждает достоинство высокого чувства, уверяет, что в стремительном и деловом современном мире вечная любовь возможна – потому что возможна всегда. А когда в спектакле «Аршин мал алан» впервые прозвучал возглас, ставший названием пьесы, зал заулыбался, как при встрече с давним дорогим другом.

Музыкальный театр пригласил бакинцев и гостей города на две дивные комедии – «Муж и жена» и «Не та, так эта». Узеир Гаджибейли был не только выдающимся композитором, но и первоклассным драматургом: он выписывал характеры героев не только музыкой, но и словами, выстраивая точные и забавные диалоги. В «Не та, так эта» предстала россыпь характеров, где каждый персонаж оказывался весьма непрост, несмотря на классическую комедийную схему. Плотненький, бодрый, не слишком молодой, но весьма деятельный Мешади Ибад, пожелавший жениться на юной красотке и оставшийся с носом, потому что та предпочла романтического студента, брызжет энергией и привлекает внимание зрительного зала. Вот он примеряет у зеркала шапку и рассуждает, как ее носить (так – похож на пастуха, этак – на бандита, а хочется-то выглядеть солидно!), – и этот монолог рисует не агрессивного богача, который хочет купить невесту, но человека наивного, с трудом выбившегося в люди и жаждущего уважения к себе. Чуть лирической интонации в откровенно фарсовом сюжете (студент в свадебной накидке изображает невесту, а Мешади об этом долго не догадывается) – и история становится глубже и трогательнее. Зрителям хочется, чтобы немолодая служанка, что досталась Мешади вместо юной красавицы, принесла ему счастье – так сочувствует зал этому обманутому недотепе.

Фестиваль Гаджибейли международный, и в Баку в эти дни приехали гости из России и Италии, Турции и Канады, Эстонии и Латвии. Один из самых масштабных визитов – гастроли Лиепайского симфонического оркестра: музыканты из Латвии два вечера подряд играли в бакинской филармонии, и зал был переполнен. В первый вечер симфонические гравюры Кара Караева «Дон Кихот», где слышится воодушевление испанского рыцаря и волнующий ритм дороги, вступали в диалог с мрачной симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Смерть и просветление», а меж ними трепетали импрессионистические сочинения Дебюсси (Прелюдия номер 4, «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе» и номер 2, «Празднества»). Настроение второго вечера было более суровым: величественная «Глория» Пуленка, славословие Всевышнему, прозвучала мощно и ярко (особую краску внесла солистка Инара Бабаева и голоса Азербайджанской государственной хоровой капеллы). Дирижер Ялчин Адыгезалов уже более пяти лет сотрудничает с этим оркестром – и, по его словам, очень рад, что Фонд Гейдара Алиева и Министерство культуры и туризма Азербайджана помогли приезду Лиепайского симфонического в Баку. Маэстро записал с латвийскими музыкантами два симфонических мугама – «Раст» Ниязи и «Сегях» Вагифа Адигезалова; дирижер надеется, что скоро записи будут изданы и послужат популяризации азербайджанской музыки во всем мире.

separator-icon

В камерной программе, проходившей в бакинской Музыкальной академии и Международном центре мугама, публику больше всего вдохновили концерты Российского квартета саксофонистов и брасс-квинтета московского Большого театра. Четыре саксофониста начали с Баха (фуга и Итальянский концерт), добавили Шнитке (Сюита в старинном стиле) и с упоением окунулись в регтаймы Жана Матита и Кристиана Доге. Зал пришел в восторг и был готов приплясывать; гости испытывали ответные чувства. «Для нас большая честь в преддверии этого маленького юбилея сыграть первый зарубежный здесь концерт!» – сказал саксофонист Владимир Кознов.

Российский квартет саксофонистов.

Брасс-квинтет главного театра России гораздо старше – ему почти 40 лет, и он успел объездить немало стран. С момента основания в коллективе сменилась пара поколений музыкантов, но по-прежнему в его состав отбирают лучших. Слушателей поразило изящество, с которым трубы, валторна и тромбон выписывали фигуры галантного века. Фрагменты из генделевской сюиты «Музыка на воде», написанной композитором для речных прогулок английского короля, звучали мечтательно и возвышенно, а Рондо Жана-Жозефа Муре переносило в XVIII век. Но едва публика привыкла к мысли, что медные духовые намерены протанцевать весь концерт со старинным изяществом, как второе отделение перебросило ее в век джаза – и грянули мелодии Нового Орлеана, тема из «Розовой пантеры» и Астор Пьяццолла. Зал, в значительной степени заполненный молодыми музыкантами, подхватил в аплодисментах сложный ритм пьесы. Участники брасс-квинтета объяснились в любви городу Баку и заодно рассказали об успехе премьеры «Кармен» в Большом театре, в которой они недавно принимали участие. Эльчин Азизов в роли Тореадора произвел на музыкантов большое впечатление.

separator-icon

Среди событий фестиваля были не только концерты – ведь Узеир Гаджибейли был еще и ученым, и педагогом. В Союзе композиторов Азербайджана в его честь прошла научная конференция, а в университете «Хазар» скрипач из Канады Олег Похановский дал мастер-класс для молодых музыкантов.

Но, разумеется, широкую публику интересовали прежде всего представления – и свои овации получили камерный оркестр имени Кара Караева, выступавший под руководством турецкого дирижера Хакана Сенсоя, и эстонский пианист Танел Йоаметс, и Грузинский камерный оркестр, ведомый Фахраддином Керимовым (он играл произведения Дмитрия Шостаковича, Сулхана Цинцадзе и «Аразбары» Узеира Гаджибейли). Финальную же черту подвел Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли. Под руководством Фахраддина Керимова он исполнил увертюру из оперы Карла Марии фон Вебера «Оберон», в которой торжествует эльфийское волшебство, скрипки воздушны, как царство фей, и грохочет фейерверками обещание счастливого финала после долгих приключений. Во втором отделении прозвучал стремительный бетховенский Первый концерт для фортепиано с оркестром (солист Андрей Шибко). Этот концерт через века посылал привет Узеиру Гаджибейли: то же сочетание мощи и радости, до мажор, счастье простоты и виртуозности, обещание будущего и юношеское ощущение «все еще впереди». Двадцатишестилетний Бетховен, сочинивший свой первый концерт, кланялся на фестивале двадцатидвухлетнему Гаджибейли, сочинившему свою первую оперу, – и Баку радовался вместе с ними.

Брасс-квинтет Большого театра
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»