XII Габалинский международный музыкальный фестиваль, несмотря на отсутствие иностранных гостей, получился таким же масштабным, как до пандемии. Его главными героями стали студенты и преподаватели Бакинской музыкальной академии, которая в этом году отмечает вековой юбилей.
Уже в конце весны стало понятно, что карантин не позволит организовать приезд зарубежных артистов на традиционный Габалинский фестиваль под открытым небом. В допандемические годы здесь играли лондонский Королевский филармонический оркестр, симфонические оркестры Иерусалима и Йоханнесбурга, оркестры «Венская академия» и «Новая Россия». Выступали такие звезды, как австрийский органист Мартин Хазельбек, российский пианист Борис Березовский, швейцарский дирижер Шарль Дютуа.
Но организаторы нашли блестящий выход из ситуации. 26 мая Президент Ильхам Алиев подписал распоряжение о проведении 100-летнего юбилея первой азербайджанской консерватории, ныне Бакинской музыкальной академии. И местом празднования стала Габала. Работники академии во главе с основателем и художественным руководителем фестиваля народным артистом Фархадом Бадалбейли вместе с коллективом единомышленников из Фонда Гейдара Алиева, Министерства культуры и Министерства образования подготовили подобающую случаю праздничную концертную программу и привезли в Габалу около 270 музыкантов. Четырехдневный фестиваль не отличался от предыдущих ни по количеству исполнителей, ни по концентрации классической музыки в горном воздухе.
Торжественная часть первого дня началась с послания Первого вице-президента, президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой. Она пожелала участникам успехов и обратила внимание на то, что творчество вот уже нескольких поколений воспитанников академии не только пополняет золотой фонд национальной музыки, но и достойно представляет Азербайджан на мировых концертных площадках: «Неслучайно, что участники XII Габалинского музыкального фестиваля, – говорилось в письме, – это в основном преподавательский и студенческий состав, а также выпускники Бакинской музыкальной академии, которая служит подготовке профессиональных музыкантов и изучению нашего классического музыкального наследия».
После церемонии на сцене под открытым небом, установленной на территории отеля Qafqaz Resort, состоялся фестивальный дебют Отдельного образцового оркестра Министерства обороны Азербайджана. Его руководитель и главный дирижер генерал-майор, народный артист Юсиф Ахундзаде в 1969 году окончил академию по классу флейты, а сейчас заведует в ней кафедрой духовых и ударных инструментов. Концерт начался с государственного гимна и увертюры из оперы «Кероглу» композитора Узеира Гаджибейли, имя которого носит вуз. Он запомнился зрителям неожиданной коллаборацией: к военному оркестру присоединились исполнители на народных инструментах – таре, балабане, зурне, нагаре – и сыграли знакомые каждому азербайджанцу народную песню «Сары гялин», хороводный танец «Яллы», мугам «Карабах Шикестеси».
Основная нагрузка на фестивале легла на плечи студентов и педагогов вуза. Они дали по два больших концерта в Конгресс-центре Гейдара Алиева: ученики – в первый и второй дни, учителя – в третий и заключительный. В студенческой программе свои умения показали лауреаты республиканских и международных конкурсов. Они представили этюд Скрябина и пьесу Шумана, сонатину Малкольма Арнольда и сюиту Римского-Корсакова, «Лезгинку» Тофика Кулиева и «Конкурсное соло» Мессаже и многие другие произведения, а завершили свои выступления, исполнив музыку молодых азербайджанских композиторов, выпускников и студентов академии. Преподавательская программа состояла из «Испанской рапсодии» Равеля, этюдов Листа и Рахманинова, вальса из балета Кара Караева «Семь красавиц», «Прелюдии-скерцо» Адиля Бабирова. Произведения собственного сочинения исполнили заслуженные деятели искусств профессора Эльнара Дадашева (кафедра теории музыки) и Джейхун Аллахвердиев (кафедра композиции).
Также в рамках фестиваля прошли концерты Бакинского камерного оркестра и ансамбля «Гайтагы», а также традиционный вечер мугама, который в этом году был посвящен победе в Отечественной войне.