«Пусть фортепиано вдохновит вас!» – под таким девизом в столице Азербайджана прошел первый фортепианный фестиваль International Baku Piano Festival.
За неделю на столичных площадках участники продемонстрировали свое мастерство в максимально разных форматах – от классики до джаза, от сольных концертов до выступлений с симфоническими оркестрами. 15 вечеров обрисовали диапазон музыкальных вкусов страны, в которой традиционно ценят фортепианное искусство.
Фестиваль, основанный и организованный Шаином Новрасли при поддержке Министерства культуры Азербай¬джана, открыл французский музыкант Реми Женье – один из самых блестящих пианистов нового поколения, отмеченный призами на конкурсах в Нью-Йорке, Брюсселе и Бонне. Самый юный победитель международного Бетховенского фестиваля в Бонне, в Баку он сыграл именно Бетховена – Фортепианный концерт № 5 ми-бемоль мажор, также известный как «Императорский» и «Большой». Самый масштабный из бетховенских фортепианных концертов, написанный в Вене, осаждаемой наполеоновскими войсками, не бравирует натуралистическим подражанием грохоту сражений (что было довольно распространено среди коллег и современников Бетховена), однако дух времени в нем расслышать, безусловно, можно. «Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий», – так описывал сам Бетховен обстановку в Вене в момент написания концерта.
О том, что канонады имеют свойство заканчиваться, а на смену страданиям рано или поздно приходит мирная жизнь, напомнил другой концерт вечера – выступление интернационального танго-коллектива Zinnertango, образованного в Бельгии аргентинскими, бельгийскими и эстонскими музыкантами. К горьковатому звучанию tango nuevo и успокаивающему традиционному guardia vieja присоединились ведущие азербай¬джанские танцоры танго, сделав вечер еще более мультикультурным.
Следующий день продолжился в ритме фламенко благодаря испанскому коллективу Los Aurora, сочетающему национальный танец с джазом. Строго говоря, в классическом фламенко-коллективе нет и не может быть фортепиано, ему просто неоткуда там взяться; тем заметнее роль пианиста Макса Виллавеккьи, уводящего музыкантов в сторону фьюжен-джаза (и оправдывающего присутствие Los Aurora на фортепианном фестивале). Пару ему составил концерт пианиста Викрама Рузахунова и его классического джазового трио. Киргизия, как и Азербайджан когда-то, не у всех ассоциируется с джазом, но уроженец Бишкека Рузахунов меняет это представление: его роль в популяризации современного джаза является ключевой не только в Бишкеке, но и во всем Центрально-Азиатском регионе.
Более близкую Баку джазовую традицию представил в тот же день концерт турецкого Tanini Trio и Гювенча Дагюстю: их микс популярных хитов, джаза и своеобразно препарированного фольклора оказался очень понятен бакинцам. Состав трио непривычен: фортепиано, струнный щипковый инструмент канун и флейта ней, – однако бакинской публике, воспитанной на джаз-мугаме, не нужно объяснять, что джаз способен впитать в себя восточные мелодии и использовать традиционные инструменты. Сыгранные на бис азербайджанские номера подтвердили, насколько органична эта музыка для бакинских слушателей.
Другие концерты фестиваля еще убедительнее продемонстрировали, как естественно на бакинской земле отсутствие музыкальных и географических границ. Сольный вечер композитора Кямали Ализаде напомнил о том, что в современной академической музыке есть место как для блестящих интерпретаций азербайджанской традиции, так и для попытки создать барокко-мугам. Концерт живущего в Германии пианиста Вадима Абрамова показал, как убедителен может быть одинокий пианист на большой сцене и как внушительны его импровизации. Норвежское трио Хельге Льена успешно навело мосты между, казалось бы, далекими друг от друга скандинавской и американской музыкой. Чешский квартет звездного пианиста Марека Новотны и польское трио Аги Дерлак продемонстрировали богатство и многослойность современного европейского джаза с его изяществом и смелостью.
Не обошлось и без классической музыки – достаточно упомянуть Второй концерт Рахманинова в трактовке азербайджанской звезды Вургуна Векилова, концерт Грига в исполнении Саиды Зульфугаровой и бетховенский Тройной концерт для фортепиано (Зулейха Юсубова), виолончели (Ровшан Амрахов) и скрипки (Эйюб Алиев). Эти вечера в очередной раз продемонстрировали, какая мощная академическая школа сформировалась в Баку за несколько последних десятилетий и как повезло прошедшим ее пианистам, в том числе джазовым: классическую выучку не заменить ничем. О том, как много молодых талантов куется в этой школе прямо сейчас, напомнил концерт проекта «Поддержка молодежи» в сопровождении Государственного камерного оркестра им. Кара Караева под управлением дирижера Валида Агаева. Слушателям открылась целая россыпь новых имен: Гусейн Нифтали¬ев, Омар Гасанли, Туран Джафарзаде, Мирсемед Новрасли, Нил Мурсалова, Умай Ибрагимли, Айлин Бабаева, Али Велиев, Ринат Шарифли, Инджи Гасанли, Фидан Нагиева, Иган Аскерли...
Завершился фестиваль гала-концертом Шаина Новрасли, сумевшего соединить лейтмотивы всех прошедших концертов: мугам и джаз, старое и новое, классику и авангард. Сам он признался, что под безусловным влиянием ансамбля Los Aurora раздумывает теперь о соединении мугама и фламенко. Будет что показать на следующем фестивале.