Он прошел в Москве, Санкт-Петербурге и Кронштадте. Открытие было неслучайно назначено на 27 марта: в этот день в 1927 году знаменитый музыкант появился на свет в Баку. Но программа открытия была неожиданной.
В Большом зале Московской консерватории Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова и квартет звездных солистов (Альбина Шагимуратова, Даниэла Барчеллона, Рамон Варгас и Ильдебрандо д’Арканджело) исполнили моцартовский «Реквием». Дирижер Массимо Дзанетти заставил оркестр взять яростный темп, то замораживая интонацию, то превращая «Реквием» в отчаянный перечень претензий к Всевышнему. Это была не чинно-ритуальная, но очень личная музыка – и становилось понятно, что выбор правилен: для Мстислава Ростроповича и его жены Галины Вишневской (которой грядущей осенью могло бы исполниться 90 лет, и потому часть программы посвятили ей) музыка всегда была личным делом, а не только профессией.
Герои фестиваля, музыканты высшего класса, относятся к своей работе точно так же. Молодой пианист Люка Дебарг, на прошлогоднем конкурсе имени Чайковского занявший четвертое место – и влюбивший в себя гораздо больше меломанов, чем обогнавшие его коллеги, играл Баха, Моцарта, Шопена и Листа. Моцарт у него неожиданно вышел щегольски-суховатым, инженерно-геометричным, а Лист оказался отчетливым импрессионистом. Великий дирижер Зубин Мета на следующий вечер предъявил публике «Аиду», для которой сам выбрал певцов, наиболее тонко чувствующих итальянскую музыку. В результате опера Верди в исполнении Марии Хосе Сири, Грегори Кунде, Вероники Симеони и Симоне Пьяццола с симфоническим оркестром и хором Maggio Musicale Fiorentino не утратила своего древнеегипетского величия, но продемонстрировала особую мягкость интонации. Вслед за итальянским маэстро выступил маэстро российский – Владимир Юровский с Лондонским филармоническим оркестром. Вместе со скрипачом-виртуозом Борисом Бровцыным он подарил публике поздних западноевропейских романтиков Эдуарда Элгара и Александра фон Цемлинского, в начале ХХ века сочинявших вещи изысканные и печальные.
Затем фестиваль ненадолго отправился в Кронштадт, родной город Галины Вишневской (там прошел концерт молодых солистов Центра оперного пения), и в Петербург (в Эрмитажном театре артисты центра показали «Иоланту» – так, как ее ставили во времена Чайковского, в старинных нарядах и с трогательной самоотдачей). Завершился фестиваль опять в Большом зале Консерватории – бетховенским Тройным концертом и Первой симфонией Густава Малера. Бетховен сочинял этот концерт для своего 15-летнего титулованного ученика – австрийского эрцгерцога Рудольфа. Чтобы тот не расстраивался из-за своих ошибок, он сделал партию фортепиано очень несложной, отдав виртуозные пассажи профессиональным скрипачу и виолончелисту. Такое строение позволило пианисту Мюнг-Вун Чунгу не только играть, но и взять на себя обязанности дирижера. Публика горячо приветствовала оркестр – и тот не поскупился на бисы. Завершила вечер – и фестиваль – увертюра к «Кармен», во время которой началась шквальная овация.