Юбилейный фестиваль Мстислава Ростроповича состоялся в Москве

VIII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича в Москве стал юбилейным: в этом году исполняется 90 лет со дня рождения композитора.

Фестиваль открылся в Большом зале Московской консерватории Второй симфонией Сибелиуса, в которой композитор-отшельник более ста лет назад рисовал пейзажи родной Финляндии. Одиночество – не тоскливое, обреченное, но мужественное, лично выбранное для сосредоточенной работы – было так сыграно Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, что показалось: это личная мечта дирижера Юрия Темирканова, ведущего оркестр. Но куда же без сражений и битв – и во второй части симфонии началось (как и предполагал композитор) сражение героя со смертью, подвиг, победа. Первая же часть была сыграна так мечтательно, так счастливо, так тонко, будто герою (придуманному композитором; самому композитору? дирижеру?) не хотелось ни с кем сражаться.

Темиркановский оркестр на этом фестивале отвечал за Россию. Художественный руководитель феста Ольга Ростропович так определила его концепцию: «Мне хотелось соединить в программе четыре страны, с которыми было связано имя моего отца. Франция стала его второй родиной после эмиграции, здесь он основал фестиваль в Эвиане и международный конкурс виолончелистов. В США он 17 лет возглавлял Вашингтонский оркестр, и эта эпоха в истории американской музыки называется «эпохой Ростроповича». И наконец, в Японии он выступал бесчисленное множество раз и был дружен с дирижером Сэйджи Озавой, с которым они вместе создали программу «Караван» для талантливых детей».

Знаменитые американские оркестры крайне редко приезжают в Россию, и у Ольги Ростропович не было уверенности, что вашингтонские музыканты примут ее приглашение, ведь отношения между странами сейчас оставляют желать лучшего. «Но мне стоило только позвонить, – говорит худрук, – и они с радостью согласились!» Это неудивительно – оркестр помнит любимого дирижера, а нынешний руководитель оркестра очень его чтит. «Как и московский фестиваль, этот сезон у нас посвящен 90-летию со дня рождения Мстислава Ростроповича, – говорит Кристоф Эшенбах. – В программе наших домашних выступлений – произведения, которые были ему особенно дороги. Мы горды тем, что приглашены на фестиваль в его честь – и очень важно, что в самые сложные времена музыка может работать на взаимопонимание народов».

Дирижер Казуки Ямада. Фото: Александр Куров

Оркестр, ведомый Эшенбахом, дал два концерта в Москве и один – в Санкт-Петербурге и в обоих городах сначала представил ранее незнакомое российской публике сочинение. Old and Lost Rivers Тобиаса Пикера – маленькая пьеса, вдохновленная пейзажем с двумя реками в Техасе, что наполняются водой лишь после дождя и совсем высыхают в засуху (одна из них – Старая река, другая – Затерянная), сразу продемонстрировала класс оркестра: его чуткость к деталям, его деликатность и его энергию. Девятая симфония Шуберта показала, как оркестр умеет править и ликовать; Первый концерт Шостаковича для виолончели с оркестром – как он умеет вести диалог, не тушуясь рядом со сверхвиртуозной виолончелью (партия была написана композитором для Ростроповича, солистка Алиса Вайлерштайн не подражала легендарному виолончелисту, но предложила свою достойную интерпретацию).

Последний же концерт фестиваля был посвящен Японии и Франции одновременно: впервые приехавший в Россию оркестр «Йокогама симфониетта» и Филармонический хор Токио вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Светланова и Государственной академической хоровой капеллой России имени Юрлова преподнесли московской публике сочинения Клода Дебюсси, Габриэля Форе и Мориса Равеля. «Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки», – говорил Мстислав Ростропович. Великой музыкой его и вспомнили.

separator-icon
Художественный руководитель и главный дирижер Вашингтонского национального симфонического оркестра (США) Кристоф Эшенбах. Фото: Александр Куров
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»