В Баку прошел XVII Международный джазовый фестиваль
Элоиза Лоуренсу

Главной площадкой выступила Азербайджанская дипломатическая академия (ADA), и неслучайно: джаз давно стал языком, с помощью которого Азербайджан транслирует миру свои традиции и духовные ценности.

На правах хозяина фестиваль открыл ректор ADA Хафиз Пашаев: он отметил огромную роль джаза в музыкальной культуре страны, важность обмена традициями с мировыми исполнителями и значение джаза как инструмента мультикультурализма. Министр культуры Анар Керимов в своем выступлении рассказал о множестве ежегодных культурных мероприятий в Азербайджане, а также популяризации национального искусства за его пределами.

Первым концертом фестиваля стало выступление Грегуара Маре, мировой звезды и обладателя премии «Грэмми». Швейцарский музыкант изменил роль губной гармоники в современном джазе и работал с лучшими из лучших: Херби Хэнкоком, Пэтом Метени, Кассандрой Уилсон, Маркусом Миллером. В Баку ему аккомпанировали талантливый молодой пианист Элбей Мамедзаде и другие азербайджанские музыканты.

На следующий день наступило время босановы и самбы. В клубе Hypnoze публику зажгла бразильянка Элоиза Лоуренсу. Певица начинала в составе группы Kaoma, исполнившей ту самую «Ламбаду», а 30 лет спустя превратилась в настоящую джазовую диву, чьи вокальные импровизации мало кого оставляют равнодушным.

Заметным событием стал концерт известного голландского пианиста Майка дель Ферро в Международном центре мугама. На гастролях Майк играет только с местными музыкантами и в Баку исполнил свои импровизации в фортепианном дуэте с Саидой Тагизаде. Пришедший в джаз из академической музыки дель Ферро привнес в него виртуозную технику исполнения и современное звучание. На его счету более 20 альбомов в самых разных жанрах, от диксиленда до сальсы, и сотрудничество с такими гигантами, как Тутс Тилеманс, Джек Деджонетт, Дебора Браун, Ришар Гальяно. Голландец любит экспериментировать с разными музыкальными традициями и легко сплетает воедино джаз, классическую западную музыку, азиатские, африканские и южноамериканские мотивы.

Гитарист Федерико Касагранде и трубач Фульвио Сигурт

Публику очень тронуло выступление ветерана джаза, всемирно известного барабанщика Йогева Шетрита со своим трио. Уроженец Израиля гордится своими марокканскими корнями и уверен, что они сильно повлияли на его музыку – в ней и правда чувствуется слияние североафриканских и средиземноморских мелодий. Шетрит со сцены сообщил о решении открыть посольство Азербайджана в Израиле и порадовался укреплению дружеских связей между государствами. Специально для бакинцев барабанщик исполнил композицию Азизы Мустафазаде, отдав таким образом дань культуре Азербайджана.

Совсем другой джаз представил стамбульский квартет немецкого вокалиста Михаэля Шифеля. Экспериментатор, вдохновленный берлинской джазовой сценой начала 1990-х, сформировал свой коллектив несколько лет назад: двое его участников из Турции, еще один – из Греции. Шифель рад, что проект получился во всех смыслах мультикультурным, а музыка его пронизана пребыванием в Стамбуле (отсюда и название).

Завершило фестиваль долгожданное выступление гитариста Федерико Касагранде и трубача Фульвио Сигурты. Участники итальянского дуэта познакомились и начали играть вместе 15 лет назад. С тех пор Сигурта был избран солистом нового спектакля Sweet Time Suite легендарного канадца Кенни Уилера, но продолжению работы в дуэте это не помешало.

Программа Baku Jazz Festival 2022 не ограничивалась концертами. В пространстве YARAT прошел показ документального фильма Miles Davis: Birth of the Cool о величайшем джазмене в истории. А художница Рамина Саадатхан представила в QGallery серию картин под названием Dancing Jazz. Посетители галереи увидели, что танцевать джаз могут даже картины, если они были созданы под музыку.

Йогев Шетрит
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»