Может ли молодой азербайджанский артист подарить новое звучание старинным русским романсам? Концерт Эмиля Кадырова в Московском Доме музыки подтвердил: может.
«Войду я к милой в терем и брошусь в ноги к ней…» – звучный баритон охватывает весь Светлановский зал. То, что у иных артистов звучит галантной декларацией (в духе «она мне нравится, конечно, буду рад, если поедет со мной»), у Эмиля Кадырова – выплескивающаяся отчаянная клятва («люблю, увезу, никто не помешает!»). 23-летний студент Академии имени Гнесиных, получивший первый в жизни сольный концерт в столь престижном зале (более полутора тысяч мест, именно здесь гастролируют оперные звезды уровня Хосе Каррераса и Пласидо Доминго), вытаскивает русский романс из салона, возвращает ему то простодушие и ту чистую страсть, за которые его и любит публика. По какому принципу выбирал программу? Никаких компромиссов: «Я взял только те романсы, где и музыка гениальная, и стихи, – говорит Эмиль. – Произведения, которые исполняешь, должны быть близки тебе по духу. Иначе и браться незачем».
В семье Эмиля не было профессиональных музыкантов, и никто не заставлял его упражняться с раннего детства. В десять лет, он захотел научиться играть на гитаре, сам попросился в музыкальную школу имени Рашида Бейбутова. Заниматься пением тогда еще в голову не приходило. В Бакинской консерватории нет отделения классической гитары, и Кадыров поступил в Белгородское музыкальное училище. Его директор, народный артист России Евгений Григорьев однажды предложил гитаристу спеть – и, услышав многообещающий баритон, стал заниматься со студентом классическим вокалом. В результате, когда через четыре года Эмиль приехал на экзамены в Академию имени Гнесиных, он прошел по конкурсу сразу и на вокальное отделение, и на отделение классической гитары. Выбирать не стал – и на концерте в Доме музыки несколько романсов исполнил с любимым инструментом в руках.
Большинство номеров сопровождал Национальный академический оркестр народных инструментов имени Осипова. Его худрук Владимир Андропов, стоявший за пультом, чуть насмешливо, но одобрительно улыбался пылу, который вкладывал в старинные истории юный артист. И в тайную просьбу «Отвори потихоньку калитку…», и в мрачную жалобу «Ямщик, не гони лошадей», и в удалую клятву живущей в тереме отраде (этот романс артист посвятил своему деду, отмечавшему 90-й день рождения; юбиляр раскланялся в партере под аплодисменты зала). Во втором отделении приветствовать Эмиля Кадырова на сцену вышел Александр Градский.
«Мне говорили: зачем тебе телешоу «Голос», это же шоу-бизнес! – говорит Эмиль Кадыров. – Но это прежде всего многомиллионная аудитория. Я так хотел, чтобы меня услышали по всей России и в родном Азербайджане! Было непросто – каждый год на шоу приходит 12 тысяч заявок, из них несколько сотен человек приглашают на кастинг в «Останкино». Все лето я стоял в длиннющих очередях. Понимал, что конкуренция бешеная, все поют замечательно, но все равно стоял. И когда на прослушивании жюри встало и зааплодировало, я понял: вот переломный момент моей жизни. И когда на слепых прослушиваниях ко мне повернулся Александр Градский… Понимаете, это человек, который одинаково хорошо разбирается как в классической музыке, так и в роке, в джазе. Он за то, чтобы любую музыку делать качественно. Такова его жизненная позиция, и я очень уважаю его за это, мне бы хотелось быть на него похожим в твердости принципов».
Публика завалила Эмиля Кадырова цветами и аплодировала без устали. Похоже, что в этот вечер в Доме музыки собрались именно такие слушатели, которых Эмиль считает идеальными: «Те, кто не лишен человеческой способности думать – о смысле песни и смысле жизни».