Нидерландский королевский оркестр Консертгебау выпустил диск из серии «Горизонт» с записью премьер минувшего сезона. В него вошло новое произведение Франгиз Ализаде «Насими-Пассион».
Франгиз Ализаде, председатель Союза композиторов и народная артистка Азербайджана, – одна из самых известных современных азербайджанских исполнительниц и композиторов, а также музыковед, педагог и популяризатор азербайджанской музыки – в частности, она является художественным руководителем Международного фестиваля мугама. Обучившись в Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции, Франгиз Ализаде почти сразу усвоила язык музыкального модернизма XX века, что для советского композитора и исполнителя было вещью в то время достаточно редкой. В связи с этим, начав концертировать, она стала одной из первых в Азербайджане исполнительниц музыки таких корифеев модернизма, как Арнольд Шенберг, Антон Веберн, Альбан Берг, Оливье Мессиан и Джон Кейдж.
Ее сочинения также очевидным образом следовали логике модернистских преобразований музыкального языка: так, уже первая соната посвящена памяти Альбана Берга и во многом заимствует метод этого композитора. Сочинения Франгиз Ализаде играло большое число знаменитых исполнителей прошлого века, от Мстислава Ростроповича (по заказу которого она написала пьесу «Оян!», ныне являющуюся частью обязательной программы Международного конкурса виолончелистов Мстислава Ростроповича) до Йо-Йо Ма; диск с ее сочинениями записал известный своей любовью к авангардной музыке Кронос-квартет.
На вышедшей в этом году пластинке Horizon 8 (Live) среди прочих звучит одно из недавних сочинений Ализаде – Nasimi-Passion («Страсти по Насими») – в исполнении одного из лучших оркестров мира – амстердамского Королевского оркестра Консертгебау под руководством дирижера Мартина Браббинса, хора Нидерландского радио и баритона Авеза Абдуллы. Произведение посвящено жизни и смерти поэта и мистика XIV–XV веков Насими, который многими считается отцом азербайджанской поэзии. Насими был казнен (судя по всему, по ложному обвинению) в Алеппо и там же похоронен; сочинение Ализаде писалось во время позапрошлогодних бомбардировок Алеппо и во многом мотивировано именно этими трагическими событиями, что и обусловливает ее патетически-скорбный характер: это действительно сочинение в жанре пассиона для оркестра, хора и солистов, масштабное и яркое, в котором музыкальные приемы модернизма сочетаются – вполне в неоклассическом ключе – с цитатами из баховских пассионов.
Пассион – один из самых сложных музыкальных жанров: он должен сочетать в себе религиозную монументальность, тематическое единство и сквозную убедительность нарратива. Опус Ализаде полностью удовлетворяет критериям: это в самом деле чрезвычайно драматичное произведение, цельное и динамичное, в котором обе темы – Насими и трагической судьбы Алеппо – раскрываются через череду контрастирующих эпизодов, вместе создающих величественное, отчасти вневременное и при этом парадоксальным образом чрезвычайно актуальное (как тематически, так и музыкально) целое.