Пианист Исфар Сарабский выпустил сольный альбом Planet на престижном лейбле Warner. Работа над альбомом продолжалась более девяти лет: это первое осознанное личное высказывание музыканта, слава которого ярко вспыхнула еще в 2009-м, после первого места в Монтре, на главном джазовом фестивале мира.
Альбом Planet можно назвать коллекцией The best of, сборником лучших вещей, написанных за эти годы: многие из них звучали на концертах или появлялись на альбомах друзей. Любопытно сравнить тихую, почти эмбиентную, с ненавязчивым фоновым звучанием версию «Прелюдии» с альбома Rain, записанного вместе с Раином Султановым, с богато оркестрованной аранжировкой с нового альбома.
«Мне проще высказываться музыкой, чем словами, – объяснял Исфар Сарабский в одном из недавних интервью. – Язык музыки всем понятен, да и мне так легче. У музыки нет границ, и я себя тоже ничем не ограничиваю, это простое и понятное высказывание. Мне нужно играть и записываться, чтобы дарить людям новые эмоции. На концерте я никого из публики не знаю, но чувствую энергию толпы, ее тишину или напряжение. Только поэтому всем и занимаюсь».
В Монтре ему было всего 20 – скромный, худой, непривычный к вниманию прессы и оттого волнующийся молодой человек. Он осторожно говорил о планах на будущее – европейское турне, концерты, запись альбома – и явно сам не до конца верил, что это происходит с ним.
Подробный отчет обо всем, что произошло с музыкантом за это время, и есть альбом Planet. Блестящий полет бакинско-московского трио Исфара Сарабского, концерты в Miles Davis Hall и Royal Albert Hall, совместные выступления с Royal Philharmonic Concert Orchestra и оркестром Лундстрема, Игорем Бутманом и Дафером Юссефом, участие в проектах Drei Pianisten и Eastern Delights. В общей канве альбома угадывается увлечение Исфара электроникой, и фьюжен, и крепкой джазовой киномузыкой. И конечно, бакинские корни: тег «джаззербайджан», придуманный к одному из концертов, уместен здесь как никогда – слышны и оммажи Вагифу Мустафазаде, и отголоски бакинских уважаемых ансамблей вроде Bakustik Jazz. И даже семейная история, без которой не обходится ни одно упоминание о Сарабском: любой азербайджанец помнит, что Исфар – правнук легендарного оперного тенора Гусейнкули Сарабского, первого исполнителя роли Меджнуна в первой на Востоке опере «Лейли и Меджнун».
Гусейнкули Сарабский не только пел, но и играл на таре, преподавал мугам. Более того, прадед был, возможно, первым бакинским джазменом: в 1926 году в Москве гастролировал азербайджанский ансамбль восточного джаза, где солировал Гусейнкули. На сцене он соединял далекие миры джаза, традиционной азербайджанской музыки и классики. Исфар отдает дань миру классики и русской филармонической традиции характерным для себя образом – переигрывая «Лебединое озеро» в непривычном для европейца и невозможном для балета, но понятном любому бакинцу сложном размере 7/8.
Planet – во всех смыслах богатый альбом: бравирующий приглашенными музыкантами, оркестром, струнными партиями и лощеным звуком. Но ни на секунду не удастся забыть, какой солнечной системе принадлежит это небесное тело: Novruz и The Edge с торжествующей партией тара напомнят, что бакинский джаз не просто отдельная планета, а целая Вселенная.