Гюнай Казимзаде: игры разума

Молодая азербайджанка, исследователь в области ИТ-технологий Гюнай Казимзаде сделала невероятное очевидным, доказав, что воспитать можно даже искусственный интеллект. Впрочем, такие удивительные девушки есть в каждом поколении азербайджанских женщин.

Фото: Фахрия Мамедова

…Маленькая Гюнай кружится по комнате, раздувая платье: «Шах!» Ее папа долго смотрит на шахматные фигуры и неуверенно переставляет одну из них. «И мат!» – мельком взглянув на доску, провозглашает Гюнай. Папа печально убирает доску с журнального столика.

Выглянувший из кухни дедушка сообщает, что внучка пошла талантами в него. Они с мамой обсуждают скорое лето: как Гюнай приедет к деду вместе с другими его внуками в поселок недалеко от Баку, чем будут наполнены ее каникулы. Задачки по математике и логике дедушка обещает давать ей каждый день. Гюнай счастлива так, будто дед обещает купить ей куклу. Ей всего восемь лет. Уже четыре года как она умеет читать и писать, а три года назад папа научил ее играть в шахматы и теперь терпит сокрушительные поражения. Вскоре отец наймет для дочки инструктора, и та в 12 лет займет второе место среди юниоров на республиканском турнире. Это станет вершиной шахматной карьеры Гюнай. Она решит, что пора менять приоритеты, и сосредоточится на поступлении в вуз.

«Математика была для меня чистым удовольствием. Я решала задачи быстрее и лучше всех в классе, давалось мне это легко, я побеждала на олимпиадах. В общем, еще в младших классах поняла, что буду заниматься математикой всю жизнь, – вспоминает Гюнай. – К поступлению в университет меня готовил дедушка, учитель математики с 66-летним стажем, активный, жизнерадостный человек-оркестр. Он вел здоровый образ жизни и учил нас, своих внуков, мыслить позитивно. Он всегда занимал мою сторону и поддерживал меня во всех моих целях. Дедушка ушел из жизни в прошлом году, и эта рана у меня, наверное, никогда не заживет. Именно благодаря ему я смогла стать математиком и исследователем; на том импульсе, что он дал мне, до сих пор двигаюсь вперед. Я счастлива, что успела порадовать его хоть какими-то достижениями».

Одним из первых таких достижений стало поступление на факультет прикладной математики Бакинского филиала МГУ им. М. В. Ломоносова. Важная деталь: Гюнай оканчивала азербайджанскую школу, а учиться в университете предстояло на русском языке. Русский она понимала, но почти не разговаривала на нем, а тут пришлось сразу много и говорить, и понимать, а если еще учесть темы занятий… Первый и второй семестры показались Гюнай просто адом, но опыт оказался очень полезным.

«За последние 13 лет мне пришлось выучить три языка: русский, немецкий и английский. Для меня изучение языков – процесс интерактивный. Сначала я вникаю в основы, в грамматику, а потом устраиваю для себя челлендж: начинаю как можно больше общаться, пытаться выразить свои мысли вслух – в том числе выступаю с публичными речами. Конечно, я много ошибаюсь, но исправляю ошибки и двигаюсь вперед. Я даже мотивационные письма сама себе пишу на том языке, который изучаю», – говорит Гюнай. Она не хвастается, просто объясняет, как важно не испугаться и преодолеть первую высокую планку, тогда вторая покажется почти пустяком. Ведь наш мозг прекрасно адаптируется: стоит немного усложнить ему задачу, и он оказывается способен на гораздо большее. Так можно выучить хоть десять языков, было бы время.

Сейчас, став взрослой, Гюнай считает: то, что университет сформировал ее мышление, научил думать и подходить к любой проблеме конструктивно, гораздо важнее умения решать задачи по высшей математике. Благодаря такому подходу и в жизни делаешь меньше ошибок, становишься более осознанным.

«Вот так осознанно я еще на третьем курсе решила, что мне надо развиваться в компьютерной науке. Тогда, в конце нулевых, тема новых технологий была для Азербайджана животрепещущей. Мне очень повезло, что застала этот период. Я очень бы хотела, чтобы Азербайджан стал одним из мировых лидеров по технологическим достижениям, и делаю для этого все, что в моих силах. А тогда, учась в университете, я старалась принимать участие во всех конференциях по информатике и так познакомилась с большим количеством специалистов и энтузиастов в этой сфере», – вспоминает Гюнай.

***

…Гюнай 19 лет. Она выиграла грант немецкой программы по обмену студентами DAAD и собирается на практику в Берлин. У девушки традиционная азербайджанская семья, мама с папой буквально отрывают ее от сердца, отпуская в чужую Германию. Каждый день они перезваниваются: «Ты хорошо кушаешь, тебе не грустно?» Но Гюнай некогда ни толком поесть, ни погрустить – столько надо успеть узнать и сделать. К счастью для семьи, эта разлука длится всего пару месяцев, и Гюнай надолго возвращается в Баку заканчивать программу бакалавриата. Но затем новое расставание, уже на два с половиной года: Гюнай подала заявку в республиканское Министерство образования на участие в госпрограмме по обучению за рубежом, она хочет пройти в Германии магистратуру. С одной стороны, родителям хотелось плакать, с другой – радоваться за дочь.

На этот раз Гюнай в полной мере познала все различия между Баку и Берлином. После жизни среди эмоциональных, открытых бакинцев она оказалась в окружении сдержанных, всегда спокойных европейцев – это было странно. И холодно. Но родители поддерживали, они как будто всегда были рядом. К тому же Гюнай не было еще 21 года, а чем моложе человек, тем легче приспосабливается к новым обстоятельствам.

Окончив магистратуру, Гюнай вернулась в Азербайджан, чтобы заняться несколькими проектами и преподавать в Университете Хазар и в British School in Baku. А через некоторое время решила продолжить образование в Европе – на этот раз для того, чтобы написать докторскую диссертацию. Родители уже только вздыхали. А Гюнай отправила запросы в разные страны и среди прочего получила ответ из докторантуры Технического университета Берлина. К тому же ее пригласили в качестве исследователя в Центр изучения систем искусственного интеллекта при только что открывшемся Институте Вейценбаума в столице Германии.

***

«Думать и подходить к любой проблеме конструктивно, гораздо важнее умения решать задачи по высшей математике»

Так Гюнай стала молодой азербайджанской женщиной-ученым, которая работает в берлинском НИИ. Ее научные работы начали публиковать, а чтобы рассказывать об этих работах на конференциях, она, как принято в академической среде, подавала заявки на всевозможные гранты. Однажды Гюнай обратилась в Google, у которого есть грант специально для женщин в науке, и оказалась первой азербайджанкой, выигравшей его.

«Женщине, чтобы добиться успехов в исследовательской сфере, как и в личной жизни, нужна любовь. Потому что серьезная работа, которая даст хороший результат, требует так много времени и сил, что выполнять ее только из чувства долга невозможно. Добавлю, что исследовательская работа хороша не только для науки. Она дает возможность узнать многое и о самой себе: на что способна, насколько настойчива, внимательна, достаточно ли умна, умеешь ли признавать свои неудачи и учиться на ошибках. У меня много знакомых девушек-исследователей. Они работают в разных областях: информатике, международном праве, социальной сфере, – но все одинаково верят в свои идеи и страстно увлечены темами своих научных трудов», – рассказывает Гюнай.

К счастью, сегодня в науке, особенно в сфере современных технологий, становится все больше женщин. Еще пятнадцать, да даже десять лет назад девушка-специалист в области ИТ была в Азербайджане явлением не просто редким, а экзотическим. С 2015 по 2018 год Гюнай возглавляла социальный проект для девушек «Tech-Tech ханым», предлагавший тренинги, курсы, семинары, лекции самых разных уровней – от основ программирования до создания мобильных приложений. Спустя всего два-три года те девушки уже работают в азербайджанских коммуникационных и ИТ-компаниях системными аналитиками, программистами, дата-аналитиками и специалистами в Data Science – новом направлении, в котором при работе с данными для поиска нужного решения применяются научные методы. И это только начало.

***

Гюнай занимается искусственным интеллектом, который в будущем начнет во многом регулировать процессы в экономике, социальной сфере, политике. В конце 2019 года она одержала очередную победу, за которую успел порадоваться ее дедушка: стала одной из десяти победителей проекта «Молодой ученый года в сфере искусственного интеллекта» в Германии. Гюнай изучает влияние искусственного интеллекта на социум, точнее, этику искусственного интеллекта, его гендерные и расовые предрассудки. Казалось бы, как человеческие предрассудки возникают в компьютерных программах, у которых нет эмоций и психологических травм? А дело в том, что искусственный интеллект строится на информации, которую ему предоставляют люди. И если в данных есть пробелы – например, мало информации о женщинах, – интеллект сделает далеко идущие выводы. Это как с ребенком: если он слышит, как папа говорит маме «Твое место на кухне!», он усвоит, что неуважительное отношение к женщине – норма. Вот почему надо быть крайне осторожными при создании моделей для машинного обучения.

«Иногда меня спрашивают, сталкивалась ли я сама с гендерными предрассудками. Честно говоря, не замечала: ведь предрассудки задевают только тех, кто в них верит. Но я не всегда была такой неуязвимой. Помню, лет 12 назад оказалась единственной девушкой на каком-то компьютерном чемпионате и ужасно робела. Мне стоило больших усилий убедить себя, что если ребят на чемпионате больше, то это не означает, что они лучше меня. В науке все равны, гендерная принадлежность не имеет никакого значения. У меня есть план, цель и стратегия, и никакие предрассудки не собьют меня с пути».

Фото: Фахрия Мамедова
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»