В начале лета в центре Баку состоялся этап чемпионата мира «Формулы-1» Гран-при Азербайджана. Самые быстрые машины под управлением самых знаменитых пилотов мира снова соревновались на трассе Baku City Circuit, которую во всем мире признают одной из самых интересных и требовательных в сезоне – бриллиантом в короне королевы автоспорта.
Гран-при Азербайджана стал привычным и любимым событием для всех фанатов «Формулы» – он проводится с 2016 года. На этот раз больших концертов для привлечения зрителей на трибуны не устраивали, билеты на гонку и без того расходились отлично: в дни ее проведения город посетило более десяти тысяч иностранных туристов.
Журналисты и эксперты гонок во всем мире используют выражение «бакинский синдром»: оно емко отражает своеобразие бакинской трассы, на которой неизменно происходят самые интересные гонки сезона. Baku City Circuit так же красива и коварна, как трасса в Монако: чтобы показать хороший результат, пилоты должны буквально целовать колесами стены домов, пролетая вплотную к ним на скорости за 200 км/ч. При этом в Монако архисложно обгонять, и квалификационные заезды там зачастую интереснее самого Гран-при, а в азербайджанской столице возможностей для борьбы не меньше, чем на самых «обгонных» мировых трассах. Чего стоит самая длинная среди всех трасс прямая, позволяющая развивать рекордные скорости и дарить зрителям самые острые поединки на торможении перед трибуной «Абшерон». Последняя уже видела множество головокружительных перемен в ходе соревнований.
А еще в Баку, пожалуй, самые непростые, медленные и узкие повороты, которые в сочетании с выраженным перепадом высоты позволяют одним пилотам проявить свои умения, а для других становятся камнем преткновения. При этом благодаря отличной работе архитекторов и строителей трасса остается безопасной для гонщиков и зрителей. Здесь еще не было ни одной скучной гонки с предсказуемым результатом. Гран-при Азербайджана получился захватывающим и в этот раз.
В начале первой трети сезона, которая закончилась прямо перед гонкой в Баку, фаворитом выглядел Шарль Леклер из Ferrari. Однако от гонки к гонке все сильнее выступал дуэт команды Red Bull Racing Макса Ферстаппена, который приехал в Азербайджан уже лидером, и Серхио Переса. Практически непобедимый с 2014 года альянс семикратного чемпиона мира, рекордсмена всех времен по количеству побед в Гран-при сэра Льюиса Хэмилтона и команды Mercedes в этом году не имел шансов на победу.
Результаты квалификации, в которой победили Леклер и его алая Ferrari, не противоречили ожидаемому раскладу сил. Но Гран-при Азербайджана снова вышел непредсказуемым и радикально повлиял на ход борьбы в чемпионате.
Уже из первого поворота трассы лидером вышел не обладатель поул-позиции, а Серхио Перес. Девять кругов спустя, не выдержав нагрузок начала гонки, сошла Ferrari Карлоса Сайнса. Пока ее убирали в безопасное место, девять пилотов, в числе которых был и Леклер, совершили пит-стопы. Дуэт Red Bull не стал использовать возможность сменить шины и ненадолго вышел в лидеры, однако после остановок в боксах оказался позади лидера команды Ferrari, уверенно шедшего к победе. Но на 20-м круге сердце его «гарцующего жеребца» взорвалось, что означало полное фиаско команды-фаворита.
Среди гонщиков средней группы постоянно шла острая борьба и многочисленные обгоны, которые позволяет бакинская трасса. На 33-м круге зрители гонки снова услышали взрыв мотора. И опять не выдержал силовой агрегат производства Ferrari, только теперь уже на машине Кевина Магнуссена из команды Haas. Это был уже четвертый в гонке мотор Ferrari, вышедший из строя, если посчитать и чуть менее эффектный сход Alfa Romeo китайского пилота Чжоу Гуаньюя.
Отдельная глава Гран-при Азербайджана – выступление команды Mercedes. В этом году соревнования проходят на машинах, созданных по новым правилам, дающим возможность использовать граунд-эффект – силу, которая прижимает машину к дороге за счет очень сильного разряжения воздуха под днищем. Реализация этой возможности оказалась трудной задачей для инженеров: большинству машин мешает эффект «дельфинирования» – резонансной раскачки всего автомобиля на самых высоких скоростях. Сильнее всего эта проблема выражена на Mercedes. Она не только очень ухудшает результаты на круге, но и буквально испытывает гонщиков на прочность: вдобавок к обычным для спортсменов и запредельным для обычного человека перегрузкам в поворотах и при торможении болид буквально колотит днищем об асфальт на каждой прямой. И так круг за кругом, все полтора часа Гран-при.
«Уже из первого поворота трассы лидером вышел не обладатель поул-позиции, а Серхио Перес»
Самая длинная и быстрая прямая в календаре «Формулы» стала для дуэта Mercedes настоящей пыткой: такой сильной вибрации не было еще нигде. Однако пилоты финишировали на третьей (Джордж Расселл) и четвертой позициях прямо за парой Red Bull, в которой первым пришел действующий чемпион мира Макс Ферстаппен. Отдельный спортивный подвиг совершил Льюис Хэмилтон: в таких условиях он поднялся с седьмого места на четвертое. Это потребовало столько сил, что ему понадобилась посторонняя помощь, чтобы выбраться из машины после финиша.
Тройка претендентов на титул чемпионов мира – 2022 прибыла в Азербайджан с разницей всего 15 очков между первым и третьим местами. Бакинская гонка очень укрепила позиции гонщиков Red Bull: первый номер и главный фаворит начала сезона (и по-прежнему самый быстрый пилот в квалификациях) Шарль Леклер со своим Ferrari теперь отстают от лидера на 34 очка. Преимущество же «быков» над «жеребцами» в кубке конструкторов выросло с 36 до 80 очков.
После исполнения гимнов Нидерландов и Австрии глава исполнительной власти города Баку Эльдар Азизов вручил кубок победителя Гран-при Максу Ферстаппену. Представитель команды Red Bull Racing получил командный приз из рук Мохаммеда бен Сулайема, президента Международной автомобильной федерации (FIA). Серхио Переса наградил за второе место министр молодежи и спорта Азербайджана Фарид Гаибов, а бронзового призера гонки британца Джорджа Расселла – президент Автомобильной федерации Азербайджана Анар Алакбаров. Серебряные кубки Гран-при Азербайджана посвящены городу Шуше: они сочетают элементы орнаментов с изображением, напоминающим кирпичную поверхность минаретов мечети Юхары Говхар Ага – одного из самых древних памятников города.
Гонка 2022 года едва успела уйти в историю, а работа над ее продолжением уже стартовала. «Мы начали переговоры с руководством «Формулы-1», – говорит исполнительный директор операционной компании Baku City Circuit Ариф Рагимов. – Пока рано говорить о каком-либо решении. Могу сказать, что обе стороны заинтересованы в этом, и если мы найдем правильный баланс в будущем, то, вероятно, контракт на проведение гонок в Баку будет продлен».
Фернандо Алонсо
Двукратный чемпион мира, двукратный победитель Le Mans, Daytona 24 и чемпионата мира по гонкам на выносливость. Посол Гран-при Европы на трассе Baku City Circuit
БАКУ: Фернандо, вы один из самых опытных пилотов в истории, были официальным послом Гран-при на первой гонке в 2016 году, видели Baku City Circuit раньше любого другого пилота F1 – и сейчас снова соревнуетесь здесь. Как впечатления?
ФЕРНАНДО АЛОНСО: С 2016-го мы уже несколько лет приезжали в Баку. Baku City Circuit – хорошая трасса и очень требовательная, поскольку городская. Она дает массу возможностей для обгонов на главной прямой. Это очень быстрая трасса, но ее тесная и извилистая часть усложняет поиск идеальных настроек. Кроме того, здесь уникальная комбинация исторической и современной архитектуры. Перед глазами множество небоскребов, но также и уникальные места Старого города – действительно ощущаешь историю этих мест.
БАКУ: С чем в первую очередь ассоциируется Azerbaijan Grand Prix?
Ф.А.: Со скоростью! И уникальной комбинацией старой и новой архитектуры, о которой я уже говорил. Отличная гонка, на которой удовольствие получают все участники – и пилоты, и зрители «Формулы-1».
БАКУ: В 2016 году вы сказали, что хотели бы, чтобы машины были быстрее, а конструкторы имели больше свободы в области аэродинамики. За эти годы произошли большие перемены, в том числе касающиеся аэродинамики. Каковы ваши впечатления от гонок на новых машинах?
Ф.А.: Пока рано говорить, полностью ли новые правила изменили «Формулу», однако налицо первые признаки, что теперь проще преследовать впереди идущую машину. В этом году мы видели на некоторых треках множество обгонов, но на других обгонять по-прежнему очень сложно. Новые машины этого года гораздо больше «скачут» на трассе, чем раньше, но с этим мы как команда отлично справляемся. Пилотировать стало менее комфортно, но мы постоянно работаем над этим. Атаковать поребрики трассы на этих машинах также нужно по-новому, чуть аккуратнее, потому что машины спроектированы в расчете на граунд-эффект.
Мы видим, что расстановка сил в этом сезоне изменилась, но это нормально при любой смене правил. Команда должна постоянно изучать машину, чтобы находить области, в которых мы можем наиболее быстро и эффективно ее дорабатывать.
В Баку даже на последнем круге может произойти всё что угодно, так что нужно до конца сохранять концентрацию. На этой трассе легко допустить ошибку.Сложная гонка, но мы хорошо выступили!
Себастьян Феттель
Четырехкратный чемпион мира
Мы оказались быстрее Alfa Romeo и ехали в одном темпе с Alpine и AlphaTauri, что не-сколько изменило расстановку сил. Команда потрясающе провела пит-стоп, благодаря чему я опередил Льюиса Хэмилтона.
Льюис Хэмилтон
Семикратный чемпион мира
Я выдержал эту гонку на адреналине, сжимая зубы от боли. Не могу передать словами то, что чувствовал, особенно на прямой. Но я думал о тех, кто рассчитывал на меня в борьбе за очки. Мы добились неплохого результата, финишировали третьим и четвертым. Команда отлично сработала стратегически
Мик Шумахер
Чемпион Европы «Формулы-3», чемпион «Формулы-2»
Мы полностью выложились, просто не хватало темпа. Начиная с субботы дела шли чуть лучше, но на такой трассе важнее всего эффективно поработать в пятницу.