Дэвид Култхард: гонка этого лета

В преддверии второго бакинского Гран-при «Формулы-1» Баку посетил бывший звездный пилот Дэвид Култхард, чтобы проверить, как идет подготовка трассы, увидеть, что ждет пилотов на Baku City Circuit, и ответить на вопросы журналистов.

Уникальные особенности бакинской городской трассы стали настоящим вызовом для пилотов прошлым летом. 23–25 июня этого года участников гонки и болельщиков ждет не меньше адреналина. Култхард очень внимательно изучил самый извилистый и узкий участок трассы шириной всего 7,6 метра, который поднимается вдоль крепостной стены Старого города, а потом проехал по скоростной прямой вдоль Приморского бульвара. «Я абсолютно уверен, что гонка этого лета будет лучше, чем прошлого», – заключил легендарный гонщик команд Williams, McLaren и Red Bull. 

БАКУ: 15 лет в качестве пилота «Формулы-1» (1994–2008) позволяют думать, что вы знаете о чемпионате все или почти все. Чем нынешний отличается от гонок конца 1990-х – начала 2000-х? В пользу какого периода окажется сравнение?

ДЭВИД КУЛТХАРД: Очень хороший вопрос. Думаю, за последние несколько лет мы немного утратили дух гонок и некоторые особенности пилотирования. Примерно до середины 2000-х годов скорость болидов росла, а потом Международная автомобильная федерация стала контролировать разработку новых болидов, чтобы обеспечить максимальную безопасность, и гонки замедлились. Мы, пилоты, как никто понимаем, что опасность порой буквально скрывается за поворотом, но она также является неотъемлемой частью драйва «Формулы». В результате оказалось, что болиды недостаточно быстры и недостаточно интересны для пилотов. Если улучшить аэродинамику и поработать над шинами, они станут быстрее, и тогда мы вернемся к славному периоду конца 1990-х – начала 2000-х. У пилотов было даже совершенно другое выражение лиц, когда они выходили из машин после гонки. Думаю, с этого года мы будем видеть подобное чаще.

БАКУ:  Сегодня вы комментируете гонки на ТВ. Что проще – пилотировать болид или думать о том, что сказать в следующую секунду о том, как водят другие? И вообще, вы чувствуете себя более комфортно за рулем или перед мониторами?

Д.К.: Для меня более естественно водить болид, но, конечно, в свои 45 лет я не могу соревноваться на том же уровне, что в молодые годы. Я бы не назвал себя лучшим ведущим, так как больше люблю слушать и учиться у других. Но моя работа сначала на ВВС, а теперь на Channel 4, судя по всему, нравится моим руководителям. Так что я бы сказал, что я был хорошим пилотом «Формулы-1» (хотя и не лучшим), а теперь стал неплохим ведущим (пусть и не гениальным). Я энтузиаст спорта, я люблю спорт, хочу сохранить его наследие и передать следующим поколениям.

БАКУ: В 2015 году опрос, проведенный Ассоциацией пилотов Гран-при, показал, что «Формула-1» не привлекает новых фанатов и недостаточно конкурентоспособна по сравнению с другими видами спорта. Меняется ли ситуация? Быть может, именно городские этапы, как в Баку, могут добавить гонкам популярности?

Д.К.: Очень важный вопрос. Действительно, аудитория гонок сокращается, меняется восприятие. Молодое поколение чаще смотрит гонки на смартфонах и других гаджетах, чем по телевизору. Возможно, дело в том, что наше поколение хуже предвидело будущее и медленнее реагировало на развитие коммуникаций, чем боссы других видов спорта. Автомобили никогда не выйдут из моды, пусть даже сегодня 17–18-летние подростки не мечтают о покупке машины, а пользуются Uber. Полагаю, проведение Гран-при в городах помогает расширить аудиторию и приблизить наш вид спорта к зрителям. А если грамотно информировать аудиторию, организовать интересные развлекательные мероприятия, зрителей и фанатов станет еще больше.

БАКУ: Чем Баку отличается от других столиц «Формулы-1»? Чего ему не хватает с точки зрения гонок и инфраструктуры? А может, у него есть какие-то преимущества?

Д.К.: Мне понравилась вся инфраструктура, которую увидел: объекты вблизи аэропорта, отели, дороги, выделенные под трассы. Городские гонки – это прекрасно! Они обогащают опыт гонщика, ведь несколько дней ты живешь жизнью города. Я не вижу причин что-либо менять в Гран-при Баку. Так же было в Сингапуре: гонки там сразу стали своего рода классикой. Единственное, что нужно всегда дополнительно организовывать, – это развлекательный компонент. Нужно продолжать рекламировать проведение Гран-при, сам Баку как привлекательное туристическое направление и место, где царят мир и гармония.

БАКУ: Бакинский этап довольно быстрый. Можно ли в полной мере считать его городским? Ведь чем выше скорость, тем меньше обгонов и тем менее зрелищна гонка.

Д.К.: Скорость сама по себе редко является основным фактором захватывающей гонки. Многие потрясающие состязания происходят на относительно низких скоростях. Чтобы гонка стала захватывающей, нужно действие. Нужно, чтобы зрители понимали вызовы, стоящие перед пилотами, и наблюдали, как те решают их на трассе.

«Опасность порой буквально скрывается за поворотом, но она также является неотъемлемой частью драйва «Формулы»

Фото: Sutton Images

БАКУ: Очень интересно, что говорят об этапе в Баку пилоты. Чего они ждут от трассы, чего опасаются?

Д.К.: Они взволнованы, им очень интересно. Я летел сюда с несколькими пилотами из Монако. Их внимание привлекает ряд сложных моментов. Пилоты полностью осознают последствия возможной ошибки, но чем выше ставка, тем выше награда. Поэтому ребята в целом полны энтузиазма по поводу трассы.

БАКУ: Десятилетия «Формула-1» была тесно связана с именем Берни Эклстоуна. Его увольнение многих ошарашило. Как вы полагаете, что потерял чемпионат с его уходом? Можно ли найти в его уходе позитивные моменты? И вообще, на ваш взгляд, что этот человек, в двух словах, сделал для «Формулы-1»?

Д.К.: Берни Эклстоун помог создать эти гонки и превратить их из серии разрозненных спортивных мероприятий, в которых соревновались отдельные команды, в целостную систему. Критикуя Берни, следует признавать и поддерживать его достижения. Когда во главе дела находится один человек, с одной стороны, это многое упрощает, а с другой – в современных условиях ни один человек не может работать за нескольких сразу. Когда год назад Берни спросили, кто его заменит в случае отставки с поста руководителя «Формулы-1», он ответил, что для этого потребуется три человека. Как оказалось, он был прав. Сегодня это Шон Братчес, Чейз Кэри и Росс Браун, три профессионала, знатока различных направлений деятельности компании.

БАКУ: Под конец – блиц-интервью. Что в нынешней «Формуле-1» самое интересное?

Д.К.: Лично меня очень интригует технология производства болидов, которые фактически являются шедеврами автомобилестроения. Даже относительно медленный болид часто обладает эксклюзивными качествами.

БАКУ: А что самое пугающее в «Формуле»?

Д.К.: Вероятно, стоимость всего этого действа.

БАКУ: Кто из пилотов и команд в этом сезоне способен удивить?

Д.К.: Себастьян Феттель из Ferrari может удивить своим возвращением на турнир.

БАКУ: Ваш прогноз: кто будет чемпионом в этом сезоне?

Д.К.: Ставлю на Льюиса Хэмилтона из Mercedes. Более смелая ставка – Себастьян Феттель из Ferrari, а также Даниэль Риккардо или Макс Ферстаппен из Red Bull. Последние оба хороши, сложно выбрать одного.

БАКУ: А кто выиграет Гран-при Баку?

Д.К.: Думаю, в городских гонках может победить Даниэль Риккардо из Red Bull.

separator-icon

«Автомобили никогда не выйдут из моды, пусть даже сегодня 17–18-летние подростки не мечтают о покупке машины»

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»