Азербайджанский государственный академический национальный драматический театр принял участие в XV Международном театральном фестивале «Александринский», проходившем в Санкт-Петербурге.
Один из главных театров России, основанный указом императрицы Елизаветы Петровны (имя же он получил лишь в следующем веке, в честь супруги Николая I Александры Федоровны) и ведущий отсчет своей истории с 1756 года, собственным фестивалем обзавелся сравнительно недавно, в 2006-м, когда отмечал 250-летие. Однако Александринский фестиваль сразу же вошел в список важнейших театральных событий мира – ведь выступить на знаменитой сцене приглашались только те, кто претендовал на звание «визитной карточки страны». Италию представлял миланский театр «Пикколо», Францию – «Комеди Франсез», Японию – компания Тадаси Судзуки. В этом году кроме посланцев Азербайджана приехали национальные театры Сербии, Бразилии и Турции.
По традиции открывает фестиваль премьера Александринского театра. Константин Богомолов поставил спектакль «Мать. Горькая пьеса». Российская публика полагала, что сюжет связан с известным романом Максима Горького «Мать», и обманулась в ожиданиях, как того и хотел режиссер. Сценарий Богомолов придумал сам, при участии Анны Носовой, и история никак не связана с сочинением советского классика. На протяжении двух часов артисты разыгрывали классическую драму с детективным оттенком, где фигурировали подмененные в роддоме дети, нанятые ревнивой женой частные сыщики, «переквалифицировавшаяся» в уборщицу звезда стриптиза и заказное убийство. В центре всей этой неразберихи оказывался крупный московский чиновник – и Петр Семак чрезвычайно убедительно играл недоумение человека, привыкшего жить по строго предписанным правилам корпорации, но вдруг оказавшегося в истории, подходящей для индийского кино. Публика в зале от души веселилась – так Александринка начала фестиваль и сезон со спектакля, предназначенного для отдыха зрителей. Уже на второй день интонация смотра сменилась кардинально: Сербский национальный театр привез трагедию. Трагедию обыденную, бытовую, но от того не менее жесткую: в «Барышне», которую поставила Джурджа Тешич по роману Иво Андрича, рассказывается история жившей в начале ХХ века женщины, всю жизнь посвятившей накоплению денег. Когда ей было 15, разорился и умер отец, внушивший дочери, что люди всегда предают, а деньги – никогда. И в недлинном, сжатом, мускулистом сербском спектакле, где все события разыгрываются на косых подмостках, мы видим практически бенефис актрисы Сладжаны Зрнич, которая проводит свою героиню от юношеской порывистости к старческой сосредоточенности. Чудовищный процесс закукливания, сыгранный чрезвычайно ярко, – вот что такое «Барышня»; неудивительно, что зал устроил в финале овацию.
Затем последовал азербайджанский «Иблис и...» в постановке Мехрибан Алекперзаде. Петербургская публика увидела его первой – в Баку «Иблиса и…» до фестиваля не показывали. Программа «Александринского» предполагала, что спектакль сыграют дважды, было продано значительное количество билетов, но фуры с декорациями застряли на таможне и приехать к первому дню не успевали. В результате первый спектакль пришлось отменить, зрителям предложили прийти на день позже. В итоге 1700-местный пятиярусный зал был забит до отказа; старшему поколению принесли стулья, молодежь устраивалась как придется. Публика, потратив немного времени на то, чтобы вникнуть в сюжет и вза¬имоотношения персонажей (над сценой и по бокам были размещены экраны, где шли титры на русском языке), задышала в такт с поэзией постановки. Будто включился невидимый рубильник: только что люди ерзали, всматриваясь в экраны, и вот уже встраиваются в сюжет и чуть не вскрикивают, когда герой, поддавшись дьявольскому соблазну, мимоходом убивает жену.
Спектакль основан на классической пьесе Гусейна Джавида, написанной в 1918 году и названной просто «Иблис». Стихотворная мистерия, сочиненная в эпоху потрясений, была посвящена вопросу, кто, собственно, виноват в том, что мир так плох и жесток. Высшие силы (противостоящий Богу Иблис, подбрасывающий людям искушения, чтобы доказать Творцу, что те его забот не стоят) или все-таки сам человек, принимающий неверные решения? Мехрибан Алекперзаде, очевидно, склоняется ко второму – недаром ключевые монологи Иблис (роскошная роль Анара Гейбатова) произносит лицом к зрительному залу, обращаясь к публике.
Пространство спектакля предельно условно: три лестницы «в небо», стоящие в глубине сцены, да несколько низких широких табуретов (оформлял постановку Ильхам Эльханоглы). Важную роль играют сценические люки – туда, например, можно спрятать убитого персонажа. В целом сценография работает на идею: «эта история могла происходить сто лет назад или вчера», никакой временной конкретики. И зал следит за деградацией молодого человека Арифа (Зия Ага) как за историей морального падения соседа по подъезду – с сочувствием вначале, чуть не с брезгливостью в конце, но и с беспомощным чувством «а я-то чем могу помочь?».
Для этой истории важны не только мужские образы, несущие основной груз развития сюжета (Иблис и Ариф), но и женские – жена Арифа Хавер (Лала Сулейманова) и красавица Рена (Вафа Рзаева), ради которой он забывает про разум и честь. Выступление Азербайджанского государственного академического национального драматического театра на фестивале «Александринский» стало поистине триумфальным.