«Харыбюльбюль» снова в Шуше
Фото: Azertag

В Шуше, культурной столице Азербайджана, состоялся музыкальный фестиваль «Харыбюльбюль», организованный Фондом Гейдара Алиева.

Харыбюльбюль – это прекрасное редкое растение, кавказская орхидея, растущая в карабахских горах. Ее цветок напоминает птичий профиль, отсюда и название («бюльбюль» по-азербайджански означает «соловей»). Харыбюльбюль давно стал символом Карабаха, поэтому фестиваль, прошедший в Шуше, назвали в его честь.

Впервые музыкальный фестиваль прошел здесь весной 1989 года по инициативе министра культуры Азербайджанской ССР Полада Бюльбюльоглу. Он был приурочен к 100-летнему юбилею прославленного ханенде Сеида Шушинского. Наряду с азербайджанскими музыкантами и танцовщиками в мероприятии участвовали творческие коллективы из Литвы, Белоруссии, Киргизии, Казахстана. В 1990 году фестиваль стал международным – в Карабах приехали артисты из Нидерландов, Германии, Турции, Израиля и других стран. Третий фестиваль стал самым массовым, но, увы, оказался последним в ХХ веке. Шуша, родина выдающихся азербайджанских музыкантов, которую называли «консерваторией Кавказа», была вынуждена умолкнуть.

Макеты харыбюльбюля, расписанные художниками из разных стран. Фото: Azertag
На фестивале выступил Полад Бюльбюльоглу. Фото: Azertag
Президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиева и вице-президент фонда Лейла Алиева. Фото: Azertag

Все решительно изменилось осенью прошлого года. 8 ноября, день взятия Шуши, стал для Азербайджана Днем победы. 7 мая 2021 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев официально объявил Шушу культурной столицей страны «в целях восстановления исторического облика города Шуша, возвращения его былой славы и возобновления содержательной культурной жизни, а также пропаганды на международной арене как яркой жемчужины многовековой богатой культуры Азербайджана, его архитектурного и градостроительного искусства».

Восстановление края идет полным ходом: реставрируют старинные дома, мечети, церковь Газанчи, мавзолей карабахского визиря и азербайджанского поэта Моллы Панаха Вагифа… А символом возрождения культурной жизни стал музыкальный фестиваль «Харыбюльбюль», организованный Фондом Гейдара Алиева.

Ареной фестиваля стало знаменитое плато Джыдыр дюзю на окраине Шуши – огромный луг над пропастью Дашалты, где веками проходили народные праздники и соревновались карабахские скакуны («джыдыр» означает «скачки»). Прямо на Джыдыр дюзю соорудили большую концертную площадку со звуковым оборудованием. Благодаря великолепию окружающих ландшафтов в декорациях необходимости не было. Фестиваль открыл Президент Азербайджана.

– Сегодня знаменательный день в истории нашей страны, – сказал Ильхам Алиев. – После долгого перерыва на Джыдыр дюзю в священной для каждого из нас Шуше проводится фестиваль «Харыбюльбюль». Сердечно поздравляю вас и весь азербайджанский народ по этому случаю. 30 лет мы с нетерпением ждали этого дня, 30 лет жили с тоской по Родине. 30 лет вынуждены были мириться с несправедливостью, но не смирились и каждый раз говорили, что никогда не смиримся с такой ситуацией, во что бы то ни стало освободим родные земли от оккупантов, и сделали это. Впервые проводимый после длительного перерыва музыкальный фестиваль «Харыбюльбюль» посвящен светлой памяти наших шехидов. За этот день мы в долгу перед нашими отважными военными, азербайджанским народом. Народ объединился, проявил солидарность, сплотился в единый кулак, и азербайджанский народ одержал победу. Это наша общая Победа.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, Первый вице-президент Мехрибан Алиева, их дочери Арзу Алиева и Лейла Алиева.Фото: Azertag
Фото Президента со спецназовцами на память. Фото: Azertag

За победу в отечественной войне и освобождение территорий плечом к плечу сражались все проживающие в Азербайджане народы. «Только в многоконфессиональных, многонациональных странах, обществах бывают развитие, единство, национальная солидарность, мир», – заявил Ильхам Алиев. Поэтому тема национальной солидарности и единства народов Азербайджана стала ключевой для фестиваля.

Концерт, начавшийся с пронзительного мугама «Баяты-Шираз» в исполнении юного Кянана Байрамлы, продолжили выступления народных коллективов. Над Джыдыр дюзю звучали аварские, талышские, татарские, лезгинские, татские, курдские, удинские, грузинские, русские, ингилойские, еврейские, украинские, цахурские и, конечно, азербайджанские мелодии и напевы. Завершили программу песни «Азербайджан – моя страна огней» и «Мой Азербайджан» в авторском исполнении Полада Бюльбюльоглу.

Исполнители мугама Алим и Фаргана Гасымовы. Фото: Azertag
Джейла Сеидова и Сахиб Пашазаде. Фото: Azertag

В рамках фестиваля состоялась презентация проекта «Вечные подписи» – сборника нотных записей произведений таких выдающихся представителей азербайджанской композиторской школы, как Кара Караев, Фикрет Амиров, Ниязи, Васиф Адигезалов, Джовдет Гаджиеа, Асаф Зейналлы, изданного Фондом Гейдара Алиева. По Джыдыр дюзю были расставлены большие макеты харыбюльбюлей, расписанные художниками из разных стран мира.

Гала-концерт впечатлил звездным составом участников. Для зрителей пели один из ведущих теноров мира Юсиф Эйвазов, солисты Государственного академического Большого театра России Эльчин Азизов и Динара Алиева, всемирно известный исполнитель мугама Алим Гасымов и многие другие. Их выступления сопровождали Азербайджанский государственный симфонический оркестр и Азербайджанская государственная хоровая капелла. Звучала музыка азербайджанских композиторов: увертюра из оперы «Кероглу» Узеира Гаджибейли, вальс из балета «Семь красавиц» Кара Караева, «Азербайджанское каприччио» Фикрета Амирова. Народный артист СССР, ректор Бакинской музыкальной академии Фархад Бадалбейли и народный артист Азербайджана, директор Государственной филармонии Мурад Адыгезалзаде на двух роялях исполнили фантазию Фархада Бадалбейли «Море».

В заключение гала-концерта участники фестиваля вместе исполнили песню Муслима Магомаева на слова Наби Хазри «Азербайджан». Традиция восстановлена: отныне «Харыбюльбюль» снова будет ежегодным.

Работа Лейлы Алиевой. Фото: Azertag
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»