Динара Алиева номинирована на «Золотую маску»
Динара Алиева в роли Русалки. Водяной – Денис Макаров.

Оперная певица Динара Алиева номинирована на российскую Национальную театральную премию «Золотая маска» за одну из своих лучших ролей.

В списке оперных номинантов «Золотой маски» значится 14 спектаклей, вышедших в прошедшем сезоне, а также 10 певцов и 13 певиц, создавших в этих постановках самые яркие роли. Одной из наиболее значительных премьер, получивших наибольшее количество номинаций, стала «Русалка», поставленная в Большом театре режиссером Тимофеем Кулябиным и дирижером Айнарсом Рубикисом. Заглавную партию исполнила Динара Алиева, и эта работа снова заставила говорить о том, что она не только замечательная певица, но и первоклассная актриса.

Режиссер Тимофей Кулябин, много работающий и в опере, и в драме, всегда придумывает новые времена и обстоятельства для героев классических произведений. В сделанном два года назад в Вуппертале «Риголетто» он превратил горбатого шута из позапрошлого века в циничного современного политтехнолога, проталкивающего в президенты аморального политика; трех чеховских сестер в собственном новосибирском театре «Красный факел» он сделал глухонемыми – потому что в пьесе они не слышат друг друга. Историю Русалки Кулябин тоже переделал, однако музыка Антонина Дворжака при этом звучит именно так, как придумал композитор в 1900 году.

При открытии занавеса кажется, что нам покажут «сказочную оперу» из XIX столетия: вековые дубы, таинственное озеро с водопадом (к нему должен прийти Принц и встретить там Русалку). Но из водопада довольно быстро поднимаются три стандартных киношных кресла – и Русалка прыгает в одно из них с попкорном. Рядом приземляется Принц (Олег Долгов). Впрочем, какой Принц? Просто богатенький парень. Все предыдущие лесные красоты были придуманы Русалкой. Ну, просто девушкой, может, у нее прозвище было такое. Девчонка из деревенской глуши, вдруг встретившая в кино городского богатенького бездельника, а тот, недолго думая, буквально схватил ее в охапку и потащил в свой дом. Точнее, домище: во втором действии мы видим на сцене гигантский белоснежный особняк. Охрана, прислуга, почтенный хозяин дома (судя по манерам, большой человек в провинции – губернатор?), его властная жена. И притаскивающий им в подарок будущую жену беспутный сынок, периодически прихлебывающий из фляжки и все менее уверенно держащийся на ногах. Русалка для него – часть сыновьего бунта (совсем не подросткового, герою хорошо за 30). Вот эта плохо причесанная, горбящаяся и вжимающая голову в плечи девчонка с уродливой сумкой в руках – держите, мама с папой, распишитесь. Родители, разумеется, в шоке, Принц (в этом действии ставший просто Женихом) отправляется пить с приятелями (перед нами проходит череда гомерически смешных портретов «золотой молодежи»), а Русалка пытается как-то освоиться в непривычном пространстве.

Динара Алиева – яркое сопрано, прима Большого театра с заметной международной карьерой, красивая и уверенная в себе дива – в этом спектакле совершает просто актерский подвиг. Дива исчезает без следа: на сцене потешная и жалкая замарашка, с адской старательностью пытающаяся с разбегу впрыгнуть в свадебные туфли на высоких каблуках и бултыхающаяся в шикарном свадебном платье как в неводе. Голос остается прежним, в нем масштаб и красота, но опера Дворжака придумана так, что «в доме Принца» Русалка не поет – она же немая, отдала голос колдунье за возможность стать человеком! И актриса вместе с режиссером заставляют весь зрительный зал понять тот маршрут, которым быстренько прошел Принц: от «какая милая естественная девушка!» до «господи, что я в этой деревенщине нашел?». Поэтому измена Принца, который в преддверии собственной свадьбы уединился с гостьей – роскошной блондинкой (по версии Кулябина, гостью «организовала» и заплатила ей мать Принца), становится смертельной неожиданностью только для бедной все еще влюбленной Русалки. Трагический финал оперы предопределен и безупречно сыгран актерами.

Спектакли, номинированные на «Золотую маску», будут показаны в Москве в марте-апреле. У «Русалки» сильные конкуренты, в том числе буйная «Волшебная флейта» в «Геликон-опере», где режиссер Илья Ильин перенес действие оперы Моцарта в парк аттракционов, и ригористская христианская притча «Ложь Мартина» Джан Карло Менотти, поставленная театром «Амадей» и режиссером Анной Саловой в англиканском соборе. Членам жюри предстоит непростая работа; закончить ее они должны 15 апреля, когда лауреаты премии будут объявлены на сцене московского концертного зала «Зарядье».

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»