Титул главного писателя Карабаха Абдуррагим-бек Ахвердиев получил еще при жизни и сохраняет до сих пор - никто ни до ни после не рассказал лучше и честнее об этой прекрасной земле и ее жителях.
С точки зрения законов Российской империи родившийся в 1870 году Абдуррагим принадлежал к привилегированному классу, был дворянином. Но что это за дворянство?.. Отец был до того нищ, что служил переводчиком в Шушинском уездном правлении. Да и умер он, когда Абдуррагиму едва исполнилось три года. Перспективы у юного дворянина были, прямо скажем, так себе. Но азербайджанская община сильна своими родственными связями, а уж в Карабахе обогреть сироту и вовсе дело чести.
Родственники взяли мальчика под свою опеку, поставили на ноги, в десять лет отправили в Шушу, отдали в шестиклассную школу. Оттуда Абдуррагим перешел в реальное училище – сперва Шушинское, а потом Тифлисское. Будущее его в этой связи можно было предсказать достаточно определенно: в реальные училища шли те, кто связывал свою дальнейшую жизнь с твердой, «настоящей» профессией, с техникой, промышленностью. Так и получилось: окончив в возрасте 21 года Тифлисское реальное училище, Абдуррагим-бек Ахвердиев становится студентом Института инженеров путей сообщения в Петербурге.
Студенты тогда носили полувоенную униформу с поперечными погончиками, украшенными царскими вензелями. Но вид у 23-летнего Ахвердиева совсем не военный. Да и в блестящем Петербурге карьера путейца видится ему уже не столь манящей. Но Абдуррагим чужд светских развлечений: его влечет словесность, причем словесность родная, азербайджанская. Не бросая института путей сообщения, он поступает вольнослушателем на восточный факультет столичного университета. Сфера его интересов – арабский и персидский языки и вообще исламская культура. А еще – театр. Вероятно, первый раз Ахвердиев увидел сцену в Тифлисе (в Шуше регулярные спектакли начались в 1896 году, когда Абдуррагим уже жил в России). Но, конечно, никакого сравнения с Александринским театром тифлисский, при всем к нему уважении, выдержать не смог. Александринка – любимый театр Ахвердиева. «По меньшей мере раз в неделю я ходил в этот театр, иные недели он привлекал меня и по два, и по три раза». «Театральным человеком» Абдуррагим стал сразу и бесповоротно. Студентом первого курса он пишет свою дебютную пьесу «Съешь гусиного мяса, узнаешь его вкус». Эстетические и общественные взгляды Ахвердиева стали понятны сразу же: он человек и писатель европейской культуры и европейской традиции, его идеал – прогресс, а все, что прогрессу мешает, он будет высмеивать, а если надо, то и бичевать. «Съешь гусиного мяса» – комедия о многоженстве, следующая пьеса – «Разоренное гнездо» – драма из сельской жизни, герои которой, обедневшие дворяне, не в силах из-за своей косности привести в порядок хозяйства.
***
На родину он вернулся почти в 30 – и сразу с головой окунулся в местную культурную и общественную жизнь. Ахвердиева в тот период можно назвать первой фигурой азербайджанского театра. Он работает сперва в Шуше, потом в Баку, учит актеров и режиссеров, ставит сам. Его кредо – театр должен быть профессиональным, время дилетантских домашних спектаклей ушло. Его пьесы «Несчастный юноша» и «Волшебница Пери» уже не просто драмы, а настоящие высокие трагедии.
В 1904 году Ахвердиева избирают членом городского управления Шуши, а в 1906- м – депутатом Государственной думы. В парламенте империи заседало всего шесть азербайджанцев, они придерживались разных политических взглядов, но всеми двигало желание помочь своему народу. К сожалению, I Государственная дума просуществовала всего несколько месяцев, но Ахвердиев запомнился активной деятельностью. Так, 26 июня 1906 года 31 депутат направил министру внутренних дел Столыпину запрос о целесообразности сохранения усиленной охраны в ряде местностей. Среди этих депутатов был и Ахвердиев – ничего удивительного, ведь чрезвычайное положение сохранялось и в Карабахе, а значит, дело это напрямую касалось его соотечественников. Но было бы неправильно думать, что парламентарии-азербайджанцы выражали только местнические интересы. Депутаты Алиев и Мурадханов протестовали против актов насилия в Харьковской губернии, будущий председатель парламента АДР Алимардан-бек Топчибашев защищал крымских татар, а будущий военный министр АДР Исмаил Хан Зиятханов – жителей Прибалтики. Абдуррагим-бек Ахвердиев выступал в поддержку жителей Польши, требуя прекратить смертные казни в Новоминском уезде.
После роспуска Николаем II Госдумы Ахвердиев, в отличие от Зиятханова и Топчибашева, не подписал «Выборгское воззвание», призывавшее жителей империи к гражданскому неповиновению, и благодаря этому избежал репрессий правительства. Его ждали Баку и рукопись исторической трагедии «Ага Мухаммед-шах Каджар», увидевшей свет в 1907 году.
Тот год вообще оказался ключевым в жизни Ахвердиева. Во-первых, он дебютировал в совершенно новом для себя качестве. Вернувшись в Баку, он узнал, что братья Узеир и Джейхун Гаджибейли заперлись в гостинице «Исмаилия» и работают над оперой «Лейли и Меджнун». Согласно их замыслу, первую азербайджанскую оперу должны были сыграть только своими силами. И если с режиссером проблем не было – первый азербайджанский профессиональный постановщик Гусейн Араблинский охотно присоединился к проекту, то с дирижером возникли сложности. Дирижеров-азербайджанцев, знакомых с традицией мугама, попросту не существовало. И тогда на помощь Гаджибейли пришел Абдуррагим-бек Ахвердиев – он встал у дирижерского пульта во время первого исполнения «Лейли и Меджнуна» 12 (25) января 1908 года в театре миллионера-мецената Тагиева.
А во-вторых, именно в этом году он получил работу, благодаря которой станет известным всему Азербайджану. Издатель журнала «Молла Насреддин» Джалил Мамедкулизаде предложил Ахвердиеву сотрудничество. Этот альянс продлится четверть века, до самого закрытия «Моллы» в 1931 году. Ахвердиев опубликует в журнале свои самые острые и злободневные книги – «Письма из ада» и «Путевые заметки Мозаланбека». В 1927 году Мамедкулизаде так оценит вклад Ахвердиева в «Моллу Насреддина»: «Абдуррагим-бек Ахвердиев прежде всего со дня основания альманаха «Молла Насреддин» и до сего дня считается одним из самых близких сотрудников и одним из товарищей в степени советника».
***
«Он работает в шуше, потом в баку, учит актеров и режиссеров, ставит сам. Его кредо – театр должен быть профессиональным»
Но главным в жизни Абдуррагим-бека Ахвердиева оставался театр. «Голодные простаки», «Химера», «Красная старуха»,«Старый тарист», «Любовь падишаха», «Двери правосудия», «В тени дерева», «Вавейла», «Жертва сцены», «Старое поколение», «Отчий дом», «Мешади Гулам учится дикции», «Женский праздник» – всего около 30 пьес, золотой фонд национальной драматургии. А еще – серьезные работы по истории и теории азербайджанского театра. А еще – переводы: Шекспир, Шиллер, Горький, Чехов. Абдуррагим-бек Ахвердиев в 1920-е годы – столп не только азербайджанского театра, но всей интеллектуальной жизни республики. Он преподает в университете – с самого его открытия. А когда Наркомпрос принял 5 мая 1923 года постановление об учреждении Общества обследования и изучения Азербайджана, Ахвердиев становится его активнейшим членом. Первым формальным руководителем Общества стал профессор-почвовед Владимир Смирнов-Логинов, а Ахвердиев – его заместителем, но уже с 1924 года Ахвердиев – полноправный руководитель общества. И это не случайность, Ахвердиев – крупный ученый, признанный и в Москве, член-корреспондент Центрального бюро краеведения при Академии наук СССР.
Для нужд организации отвели знаменитое здание «Исмаилия». Бакинцы знают, что находится в нем сейчас. И это неслучайно. В 1929 году Общество обследования и изучения Азербайджана было реорганизовано в Азербайджанский государственный научно-исследовательский институт (АзГНИИ). В 1932 году на базе АзГНИИ и Азербайджанского института по изучению естественных производительных сил создано Азербайджанское отделение Закавказского филиала Академии наук СССР, в свою очередь преобразованное в Азербайджанский филиал АН СССР, а в 1945-м – в Академию наук Азербайджана. Так что заседающий и поныне в бывшем дворце «Исмаилия» президиум Национальной академии наук может считать одним из своих создателей Абдуррагим-бека Ахвердиева.
К сожалению, до всех этих революционных преобразований один из создателей азербайджанского театра не дожил – 12 декабря 1933 года Абдуррагим-бека Ахвердиева не стало. Имя драматурга присвоено агдамскому театру, у истоков которого он стоял.