Памяти Захи Хадид: иллюзия бесконечности

Она позволяла себе экстравагантные формы, властвовала над пространством, нарушала правила в жизни и архитектуре, приводила мир в восхищение гармонией плавных линий, дарящих иллюзию бесконечности. Заха Хадид, величайший мастер, первая женщина-архитектор, лауреат Притцкеровской премии и британской премии Стирлинга, обладатель Королевской золотой медали RIBA, умерла в возрасте 65 лет. Из богатого творческого наследия Хадид мы выбрали самые знаковые работы. 

Центр Гейдара Алиева.

Баку. 2007–2012

В одном из интервью Хадид попросили назвать проекты, которые сама она считает лучшими. Недлинный список возглавило здание, построенное ею в Баку. С автором оказалось солидарно и жюри британского конкурса Design of the Year 2014 года, назвавшее лучшим в мире строение, ставшее символом столицы Азербайджана. Архитектор Пирс Гог, входивший в жюри, выразился весьма эмоционально: «Это упоительно красивое здание блестящего архитектора на пике карьеры. Оно так же невинно и сексуально, как приподнятая ветром юбка Мэрилин Монро». В проекте, одновременно представляющем волнообразное стремление вверх и плавное слияние с землей, практически не использованы прямые линии.

Фото: Юрий Пальмин

Национальный музей современного искусства MAXXI

Рим. 2010

Вторым в списке фаворитов самой Захи Хадид шел музей в Риме, с появлением которого в Вечном городе стало на одну достопримечательность больше. Нарушая привычные понятия архитектоники, Хадид вознесла массивные объемы на тонких алюминиевых колоннах – те, кто хорошо знаком с ее творчеством, узнает этот фирменный прием. Эмоциональный градус достигает высшей точки при проникновении в интерьеры. Пространство атриума, устремленное ввысь, усложнено геометрической конструкцией железных лестничных пролетов, местами головокружительных. Потолка нет вовсе – зато есть траншеи из алюминия, сквозь которые льется естественный свет. 

Музей современного искусства MAXXI. Фото: Wojtek Gurak

Пожарная часть компании Vitra. Вайль-на-Рейне

Германия. 1990–1994

Еще во время учебы в лондонской Архитектурной ассоциации вместе с Ремом Колхасом, которого Заха Хадид считала своим учителем, она приезжала в Россию, чтобы увидеть русский авангард, сильно вдохновивший ее творчество. Влияние конструктивизма особенно заметно в первом реализованном Хадид здании. Ей тогда было 43 года. Деконструктивистская композиция пожарной станции Vitra, вся состоящая из бетонных плит и резких углов, впечатлила архитектурное сообщество и заказчиков, до того не готовых принять оригинальный дизайн бескомпромиссной дамы. Сложное решение внутреннего пространства с чередой наклонных и изломанных стен предвосхитило будущие интерьеры архитектора. Карьера Хадид пошла в гору. 

Пожарная часть компании Vitra. Фото: Mondo79

Бизнес-центр Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице

Москва. 2004–2014

Те, кто привык ассоциировать Хадид с футуристическими формами, здесь, возможно, разочаруется. Первый объект архитектора в России, реализация которого затянулась на десять лет, – семиэтажное здание динамичной, но вполне прямоугольной формы с нависающими и, наоборот, отступающими вглубь консолями. Панорамное остекление дает возможность наслаждаться открывающимися видами, преимущественно индустриальными. Ключевым элементом постройки стал интерьер, в особенности центральный атриум, «театр ежедневных действий», насквозь пронизывающий здание. На самый верх Dominion Tower можно подняться по черно-белой мистически подсвеченной лестнице.

Бизнес-центр Dominion Tower. Фото: Hufton + Crow

Центр современного искусства Розенталя

Цинциннати, США. 1997–2003

Это был первый реальный заказ архитектора после долгого «бумажного» периода, работы в стол и постройки пожарного депо. Именно за этот объект Хадид получила Притцкеровскую премию – архитектурную Нобелевку. Манера «рубить» пространство, создавая остроугольные и многоярусные объемы, в Цинциннати получила реальное воплощение. Фасад шестиэтажного здания попеременно облицован металлом, стеклом и грубым бетоном. Бетонная мостовая, переходя в бетонный пол, стирает границы между уличным тротуаром и интерьером. Ковер из бетонных плит продолжен в пандусах и лестницах, и уже трудно понять, где заканчивается пол и начинается потолок.

Центр современного искусства Розенталя. Фото: Warren LeMay

Институт политики и международных отношений имени Иссама Фареса

Бейрут. 2005–2014

В силуэте здания института, носящего имя бизнесмена и политика Иссама Фареса, Захе Хадид удалось обыграть семиметровый перепад рельефа. Площадь первого этажа, где расположены офисы и аудитории, весьма невелика. Зато энергичный консольный вынос на 21 метр скрывает за прорезанным окнами фасадом значительные пространства исследовательского центра: попасть в него можно по длинному таинственно подсвеченному пандусу. Перед входом разбит большой парадный двор с рядами пальм. 

Институт политики и международных отношений имени Иссама Фареса. Фото: Hufton + Crow

Музей Райнхольда Месснера

Южный Тироль, Италия. 2007–2015

Еще один музей в портфолио Хадид, на этот раз посвященный альпинисту, первому покорителю Эвереста. Объект почти полностью утоплен в склон горы Кронплатц, с вершины которой (2275 метров) открывается потрясающий вид на окрестности. Для его обозрения предусмотрена смотровая терраса. Фасад отмечен стеклянным навесом, похожим на осколок большой льдины. Постройка выполнена из железобетона и фибробетона, использованного и в интерьере. Музейные пространства, напоминающие пещеру, Хадид по традиции решила в виде лабиринта из трех уровней, соединенных пандусом и лестницей.

Музей Райнхольда Месснера. Фото: Eric Huybrechts

Центр водных видов спорта

Лондон. 2004–2011

Бюро Zaha Hadid Architects начало работать над этим объектом еще до того, как Лондон выиграл право на проведение летних Олимпийских игр 2012 года. Жюри конкурса под руководством Ричарда Роджерса выбрало проект Хадид из более чем 200 предложений. Волнообразный неофутуристический силуэт алюминиевой кровли центра, куда входят два бассейна длиной 50 метров и еще один для прыжков в воду, повторяет изгиб реки Ли, на берегу которой расположен Олимпийский парк. Одновременно крыша является частью моста, через который можно попасть на территорию олимпийского городка.

Центр водных видов спорта. Фото: Marc Barrot

Канатная дорога Хунгербургбан-Нордпарк

Инсбрук. 2004–2007

Занимаясь проектированием канатной дороги, представляющей собой комплекс транспортных сооружений, Заха Хадид вникала в суть природных явлений: как лед ведет себя в природе, как выглядит замерзшая река на горном склоне. В результате на свет появились объекты, стоящие на бетонных основаниях, с перекрытиями из матового стекла, имитирующими скованную льдом воду. Четыре станции с обтекаемыми, динамичными, но вполне функциональными формами и мост через реку Инн соединены маршрутом фуникулера. Мост, берущий начало из центра Инсбрука, поддерживают две наклонные бетонные опоры и стальные тросы.

Центральное здание завода BMW

Лейпциг. 2002–2005

Хадид выиграла конкурс на строительство этого здания в 2002 году. В результате на окраине Лейпцига появился обитаемый мост, соединяющий между собой два корпуса: главный конвейер и вспомогательный цех. В самом мосте расположены офисы и стеклянный ресепшен. По замыслу архитектора, постройка – своего рода транспортная развязка на нескольких уровнях. В проекте использован эффектный визуальный прием из тех, что так любила Заха Хадид: над людским потоком в открытом пространстве движется конвейер новеньких автомобилей.

separator-icon
Центральное здание завода BMW. Фото: Maurizio Mucciola
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»