На Бакинском олимпийском стадионе в рамках мирового турне Forget Tomorrow Джастин Тимберлейк показал яркое шоу. Он спел любимые хиты, представил несколько свежих релизов и активно общался с публикой. Музыка для Тимберлейка всегда была способом единения и соучастия. Это ощущение и стало главным после визита американского артиста в азербайджанскую столицу.
В каждый свой концерт Тимберлейк стремится добавить то, что непременно сделает его выступление уникальным. В Баку Джастин, например, сосватал екатеринбурженку Кристину Лефтерову нескольким тысячам холостяков. Девушка, купившая билет на танцпол, подняла шутливый плакат с просьбой помочь ей выйти замуж и по наивности указала свой номер телефона. Тимберлейк не остался равнодушным: «Сам я женат, поэтому, увы, не могу составить пару», – посетовал он со сцены. Эпизод концерта разлетелся по Сети – и Екатерине поклонники оборвали телефон.
Люди вообще активно беседуют с Тимберлейком посредством плакатов: признаются в любви, передают приветы, какой-то мужчина подобным способом даже пытался продать куртку. На бакинском концерте супружеская пара передала певцу конверт с полом своего будущего ребенка, и Джастин устроил на сцене своеобразный baby shower: «Будет мальчик! Поздравляю!» Он любит порассуждать о том, что такие мероприятия, несмотря на всю их экстравертность, на самом деле повод покопаться в памяти и подумать о своем предназначении.
«Я был одним из тех детей, которые все время постукивают по кухонному столу. Да и по всему остальному тоже… Музыка окружала меня повсюду. Я ведь очень рано взял в руки гитару. Помню, дедушка дал мне «Гибсон» и стал учить аккорду соль мажор», – рассказывает он.
Певец родился 31 января 1981 года в Мемфисе, штат Теннесси, родном городе Элвиса Пресли. Естественно, тут каждому ребенку с проблесками таланта пророчили славу наследника «короля рок-н-ролла». А еще Мемфис – столица целого направления в блюзе, что тоже делает это место особенным. «Отдельный мир со своим укладом жизни и звуком, складывающимся из множества других разных звуков, как и сам Мемфис складывается из множества разных людей, – описывает родной город в книге «Взгляд в прошлое» Тимберлейк. – Именно этот звук сформировал меня и мою музыку».
Его детство и юность прошли в пригороде, «который чуть более провинциальный»: Джастин увлеченно кидал с друзьями в корзину мяч и влюблялся в девчонок. «В нашем квартале жили сплошные блондинки, кроме одной. Она была старше меня на три года, носила «джорданы» и играла в баскетбол. Я был на ней помешан». Но все же музыка оказалась превыше всего. Когда Джастину было четыре, родители развелись. Мальчик остро переживал семейную драму, заполняя пустоту и одиночество музыкой. «Она служила мне отдушиной. Становясь старше, я стал понимать: у каждого свои проблемы, но все мы стремимся к одному и тому же – хотим ощущать связь с другими людьми, иметь место, где можно чувствовать себя как дома. И пиццу». По воскресеньям он посещал баптистскую церковь Shelby Forest, где отец, священник, дирижировал хором, а бабушка играла на органе. Здесь Джастин ненадолго обретал душевное спокойствие, поскольку в воскресный день под церковным сводом собиралась вся семья. Это ощущение внутренней гармонии Тимберлейк будет искать всю жизнь, и поможет ему, конечно, музыка.
А началось все с популярного детского шоу «Клуб Микки Мауса», которое Джастин смотрел взахлеб. «Участники были почти того же возраста, что и я, – вспоминает певец. – Глядя на детей, которые пели, танцевали и разыгрывали сценки на телевидении, я задумывался о том, как они туда попали. Поскольку знал, что могу делать то же самое».
В 11 лет Тимберлейк попал на прослушивание в шоу Star Search, а следом был отобран в «Клуб Микки Мауса». Среди товарищей по шоу оказались Кристина Агилера, с которой он подружился, Бритни Спирс, за которой ухаживал, и Райан Гослинг, с которым хулиганил. Однажды мальчишки угнали спорткар, добрались до парка аттракционов и прокатились на «Башне страха» целых 12 раз. Ребят, конечно же, отругали, но таланту, как известно, многое простительно. В 1995-м, когда шоу завершилось, Тимберлейк организовал группу ‘N Sync, куда пригласил еще одного друга по «Клубу Микки Мауса», Джейси Шазе. Также участниками бенда стали Крис Киркпатрик, Джоуи Фатон и Лэнс Басс. Над фамилией последнего ребята потешались – им как раз нужен был вокалист с низким голосом, а тут такая говорящая фамилия…
В то время бойз- и герлзбенды любили – почву для этого подготовили New Edition, New Kids on the Block, а чуть ранее – Jackson Five (Майкл Джексон и его братья), на очереди были Take That (там солировал Робби Уильямс), ‘N Sync, их соперники – Backstreet Boys и Spice Girls. Тимберлейк и Ко быстро стали лидерами в этой нише шоубиза: Bye Bye Bye и It’s Gonna Be Me сделались хитами, группа получила первую строчку в американском Billboard Hot 100 и номинации на «Грэмми».
Тимберлейк не скрывает, что на первых концертах в них кидали бутылки и пивные банки. Свист сменился на аплодисменты далеко не сразу. Когда солист The Rolling Stones Мик Джаггер предложил Джастину выступить в Торонто на благотворительном концерте в поддержку больных ТОРС (тяжелый острый респираторный синдром), рядом с «роллингами», AC/DC и The Guess Who поп-певец смотрелся довольно нелепо. «Я вышел на сцену под летящие в меня пивные банки и бутылки, – вспоминает Тимберлейк. – Первой песней была Cry Me a River, и мне чудом удалось исполнить ее, не получив по лицу швыряемыми предметами. По мне, это была удача». Когда Джастин вышел исполнять Miss You вместе с «роллингами», бутылки полетели и в него, и в ветеранов британской рок-сцены – фанаты не одобрили столь странного союза. И тогда гитарист Кит Ричардс ударил себя кулаком в грудь – мол, ну кидайте же, кидайте! Хулиганы у сцены примолкли, кто-то стал подпевать, кто-то захлопал. Тимберлейк был поражен. «Я счастлив, что нашел занятие, которое делает меня сопричастным многим людям по всему миру. Это невероятно. Вот я сижу в комнате и пишу песню, а потом исполняю ее на стадионе, и вместе со мной ее поют разные люди. Все они поют то, что родилось в моей голове».
Сочинять песни он начал лет в 16, когда группа поехала в Стокгольм работать с продюсером Максом Мартином, который делал хиты для Ace of Base и Backstreet Boys. «Работа с Максом оказалась очень познавательной. Я учился тому, как пишутся и музыка, и вокал. Работая в студии, я должен был давать песням разную интерпретацию. Это было совсем не похоже на живое выступление и стремление охватить всю пришедшую публику. Увидев, как работает Макс, я захотел стать частью этого процесса. Именно тогда полюбил писать. Создание песни казалось мне очень искренним процессом. И до сих пор кажется».
Он любит рассказывать, что Sexy Back была навеяна музыкой Дэвида Боуи, в особенности дерзкой композицией Rebel Rebel и строчкой Hot tramp, I love you so, которую великий музыкант пропевал с акцентом и иронией. А допустим, всеми любимая Can’t Stop the Feeling! – попытка Тимберлейка создать идеальную летнюю песню. «Я написал ее, чтобы подарить людям классное чувство, связь с лучшей энергией, которая в них есть. В конце концов, все те звуки, которые в песне присутствуют, и те, которых там нет, составляют органичное целое, и я могу наблюдать, как по всему миру она объединяет людей, заставляя их чувствовать себя хорошо».
По альбомам певца можно проследить разные этапы его взросления. Свой дебютный Justified он задумал в жанре ритм-н-блюз, но все восприняли его как типичный поп-продукт. «У меня имелось свое видение этого альбома. Я хотел, чтобы люди его поняли. Мне был 21 год, и я слишком много о себе думал, – признался он спустя время. – Конечно, это поп-альбом. Во время работы над следующей пластинкой я осознал, что не должен стремиться к тому, чтобы люди его поняли. Просто должен делать то, что делаю. Еще понял, что, если меня будут считать поп-звездой, я смогу делать все что захочу». Следующая пластинка, FutureSex / LoveSounds, говорила об этом в каждом треке, в игривом названии и в обложке, на которой Тимберлейк крушил ногой зеркальный дискобол. The 20/20 Experience был вдохновлен желанием видеть дальше и глубже. «Если бы сейчас начинающий артист спросил у меня совета, что ему делать с музыкой, которая на него повлияла, я бы ответил: принять ее. Не убегать от нее. Хочешь ты этого или нет, она никуда не денется. Просто осознай это и дай ей на тебя влиять. А потом – просто будь. Будь собой. Ты общий знаменатель. Тебе предстоит пройти через многое, пройти и вернуться на то же самое место», – сказал Джастин о другом своем альбоме Man of the Woods. И добавил, что этот диск был вдохновлен тремя людьми: дедушкой, женой (актрисой Джессикой Бил) и сыном. «Весь альбом, тексты, звук, настроение – всё это родилось тогда, когда я стал отцом. В этих песнях столько чувства, и они очень личные. Я написал этот альбом, когда мы с женой только начинали узнавать своего ребенка и друг друга в новом статусе родителей. Поэтому захотел, чтобы в альбоме звучал голос Джесс. Она почти рассказчик, голос совести, у нее даже есть собственная интерлюдия, которая называется Hers. Так я чувствую себя и в жизни. Что бы ни делал, куда бы ни шел, когда я прихожу домой, мою жизнь рассказывает ее голос».
У Тимберлейка в творчестве многое построено на восхищении старшими коллегами. Огромное влияние на него оказал знаменитый выходец из Мемфиса, мэтр ритм-н-блюза Эл Грин – маленький Джастин был впечатлен, узнав, что исполнитель любимых Let’s Stay Together и Love and Happiness живет с ним на одной улице. Песни из первого альбома Тимберлейка Justified изначально сочинялись Фарреллом Уильямсом для другого его кумира, Майкла Джексона, но тот отказался. Джастин записывал посвящения внезапно скончавшемуся Принсу, не раз выражал респекты Элтону Джону, а позже сыграл певца в юности в клипe на песню This Train Don’t Stop There Anymore.
Тимберлейк, кстати, оказался неплохим артистом. Дебютировал в комедии «Они поменялись местами» в 2000-м, и сейчас, спустя четверть века, в его фильмографии почти два десятка разноплановых киноработ: весь забитый татуировками и не лишенный человечности подельник-наркоторговец из криминальной драмы «Альфа Дог», работяга Уилл из антиутопии «Время», блогер Дилан из «Секса по дружбе», голос Цветана в «Троллях» и короля Артура Пендрагона в «Шреке Третьем». А во второй части киносказки про зеленого огра Джастин фигурировал в роли самого себя – его портрет с подписью Sir Justin и автографом висит в комнате принцессы Фионы. Но все-таки помнят Тимберлейка-актера по двум ролям: это обаятельный авантюрист Шон Паркер в «Социальной сети» Дэвида Финчера и друг главного героя, фолк-музыкант из фильма «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн – там в одной из сцен герои Тимберлейка, Оскара Айзека и Адама Драйвера исполняют потешную песню про астронавта Джона Гленна, который не желает лететь в космос. Персонаж Джастина с гитарой в нелепом оранжевом свитере выглядит весьма органично. Ведь Джастин, которого все привыкли видеть в элегантном костюме, рос на музыке кантри и прекрасно в ней разбирается. Именно этот уютный образ подчас Тимберлейку ближе, чем шум стадионных феерий. «Настоящий покой не приходит извне, он живет внутри. Это чувство, которое позволяет увидеть красоту всего, что окружает, даже если мне больно. В такие моменты я понимаю, что тьма и свет – части одной истории. Такой покой позволяет мне понять, кто я есть, каким даром обладаю, кем могу стать, что должен отдавать другим. Обретение покоя – постепенный путь к тому, чтобы стать собой».
«Обретение покоя – постепенный путь к тому, чтобы стать собой»