Фарид Аскеров и Леонид Агутин: в два голоса

Музыкальное реалити-шоу The Voice – одно из самых популярных и эмоциональных в мире. Певцы честно соревнуются в прямом эфире, победитель получает 15 минут славы и шанс найти свою нишу в шоу-бизнесе.

Россия как страна с давними певческими традициями не осталась в стороне от «войсомании». На «Первом канале» прошел отечественный аналог шоу – «Голос».

Фото: Gulliver Theis

Второй сезон, по мнению экспертов, собрал очень сильных участников, среди которых оказался и Фарид Аскеров. С первого же появления на экране он завоевал сердца судей и зрителей. Его наставником был Леонид Агутин. Журнал «Баку» не упустил возможности побеседовать с музыкантами.

С Фаридом мы договорились о встрече в «Чайхоне № 1» на Новом Арбате. Он стремительно вбегает в зал и берет пять минут, чтобы отдышаться. С участием в телевизионном проекте «Голос» его и без того динамичная жизнь закрутилась в бешеном ритме. Репетиции и многочасовые съемки на «Первом канале» 37-летний музыкант виртуозно сочетает с работой в нескольких московских ресторанах. Одну из самых дорогих столиц мира певец приехал покорять два года назад, и, кажется, у него это получилось.

«Я все делаю по-своему»

Фото: Gulliver Theis

Фарид мягко заполняет своим присутствием пространство вокруг. На нем шапочка бини, джинсы и синий пуловер. В профиль он очень похож на Хавьера Бардема времен фильма «Ешь, молись, люби»: открытая улыбка, легкая небритость, бархатистый тембр и мужское очарование. Но сравнений с голливудской звездой певец не любит.

Мерно покуривая кальян, Фарид повествует о себе. По моей просьбе он демонстрирует искусство выдувания дымных колец, и мы вместе смеемся. Разговаривать с ним легко – уже через несколько минут создается ощущение, что вы знакомы минимум лет десять и всё друг про друга знаете. Дружить Фарид Аскеров явно умеет. Об этом скажут не только его бесчисленные френды с Facebook*, но и коллеги с проекта «Голос»: неизменный напарник по выступлениям пианист Самир Султанов, телепродюсер и кавээнщик Мурад Дадашов, композитор и аранжировщик Эмин Керими и участник первого сезона «Голоса» Ачи Пурцеладзе. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» – Фарид точно знает цену этой народной мудрости.

На счету Аскерова уже три альбома, в Азербайджане он известен и любим, но именно участием в «Голосе» особенно гордится. Наш разговор так или иначе затрагивает телешоу, обрастая все новыми подробностями. По словам Фарида, он нисколько не сомневался, что успешно пройдет кастинг. Действительно, уверенности ему не занимать. Аскеров любит повторять: «Я всё делаю по-своему». Джазовым певцом, как именуют его многие средства массовой информации, артист себя не считает. «Я просто Фарид», – говорит он, улыбаясь.

Он рассказывает, что в один из самых драматичных моментов шоу хотел уйти из проекта. После дуэта с Еленой Максимовой, когда его наставник Леонид Агутин выбрал даму, его сердце наполнилось тяжелой обидой. «Для меня было так: или Агутин, или никто! – признается Фарид. – И я хотел сказать судьям: «Перед тем, как кто-то из вас нажмет спасительную кнопку, я ухожу». На середине фразы меня спас Дима Билан. Сейчас я благодарен судьбе, что так получилось».

Фарид Аскеров уверен, что жить нужно с удовольствием, и в этом, утверждает певец, его главный секрет. «Делайте все с любовью: пойте с любовью, готовьте с любовью, творите с любовью. Любовь – везде. Знайте, что любовь – это не наличие или отсутствие партнера. Любовь – это состояние души, вашей души. Любовь – это тепло, направленное на другого, и когда мы делимся им вместе, это работает. Понимаете? Не хочу хвалить себя, но я умею любить». Свою супругу, певицу Айгюн, он нежно называет Айка. А еще одной своей половинкой считает пианиста Самира Султанова. «Жена, бывает, ревнует, – признается Фарид. – Но я люблю своего друга. Скажу честно, без него даже могу заплакать. Я очень чувствительный. Смотрю фильмы – плачу, слушаю музыку – тоже плачу. Я никогда никого не обижу. Меня обижали, но я забывал. Ну не подумал человек, наверное, поэтому пойми его и прости, и тебе воздастся».

Я вспоминаю, как самобытно Фарид исполняет песни англоязычных джазовых певцов, и спрашиваю, почему он решил делать карьеру на российской сцене, а не на американской, например. Ведь молодежь в Азербайджане давно уже считает приоритетным именно западное направление. Тут-то и выясняется, что мама Аскерова – преподаватель русского языка и литературы. «Россия – правильная страна. Богатство русского языка мне близко. Мне кажется, – с фирменным прищуром улыбается музыкант, – меня здесь легче и быстрее поймут, чем там, за рубежом».

«Меня обижали, но я забывал»

Фото: Gulliver Theis

Однако звуковой мир родины оказал на Фарида неоспоримое влияние. Аскеров родился и вырос в Баку. В ответ на вопрос, почему он захотел стать певцом, Фарид вспоминает свое первое сильное музыкальное впечатление: «Я спел песню из кинофильма «Бахтияр» Рашида Бейбутова, и слушатели сказали: «Парень, ты поешь от души». И меня понесло, я понял, что хочу петь и больше не смогу остановиться никогда».

«Изучив особенности, надо признаться, совсем не легкой национальной азербайджанской музыки, можно потом петь всё: и джаз, и русскую народную песню, и что-то более экзотическое. Азербайджанская музыка разная, по ней, как по широкой улице, можно гулять. Но мугам я петь не рискую, хотя никогда не упускаю возможности послушать любимых исполнителей. Мугам – это музыка души, это основа!» – восклицает Аскеров. Он перечисляет имена музыкантов, известность которых давно вышла за пределы Азербайджана. Например, величайшего певца мугама Алима Гасынова или заслуженного артиста Фируза Алиева, виртуоза-исполнителя на таре и по совместительству родственника Фарида.

С детства Фарид любил слушать, и не только национальную музыку. Первыми его «наставниками» были исполнители из знаменитой фанковой группы Earth, Wind & Fire – этакой темнокожей версии Bee Gees в дискоблестках. Слушая их записи, будущий певец познавал мир импровизаций и грува. Потом уже в числе его любимчиков появились гениально поющий джазовый гитарист Джордж Бенсон и популяризатор так называемого инструментального пения Эл Джерро. Одним из самых ярких впечатлений Аскерова стал концерт Бенсона в Баку. «Я даже просил спеть с ним», – вспоминает музыкант. В ответ я замечаю, что так, как играют джаз в Азербайджане, его не играют нигде. И тут в нашей беседе возникает имя Вагифа Мустафазаде. При его упоминании, как признается эмоциональный Фарид, у него бегут мурашки по спине: «Это абсолютно неземное явление. Перед мастерством Вагифа склонялись Луи Армстронг и Диззи Гиллеспи. Его, к огромному сожалению, давно нет с нами, но дело его продолжается. Иногда мне кажется, что он до сих пор живет в Старом городе и пишет свою музыку, просто не выходит из дома».

Мы вспоминаем другую легенду азербайджанского джаза – несравненного пианиста Рафика Бабаева. «Я слушаю его игру на рояле и как певец беру для себя некоторые находки – уникальные, на мой взгляд», – говорит Фарид. Разговор о любимых артистах от гениев прошлого переключается на звезд нынешних. Аскеров с почтением называет имена Джамиля Амирова, Салмана Гамбарова, которого, оказывается, друзья называют «академик». Фарид гордо вспоминает успех молодого пианиста Исфара Сарабского на Международном джазовом фестивале в швейцарском Монтрё, куда его тоже приглашали, но возрастной ценз не позволил Аскерову выступить.

Говоря о необходимых для артиста качествах, музыкант дает совет: «Лучше выйди на сцену позже, но уже профессионалом. Не надо много петь, надо много чувствовать. Нельзя зазнаваться, это тормозит развитие. Я так и своих детей учу». Фарид – счастливый отец троих сыновей. Старшему двенадцать лет, он играет на рояле, средний поет, а младшему всего два года. О музыке Аскеров говорит, как и о своих детях, ласково и трогательно. «Музыка для меня всё, даже больше, чем всё, – признается артист. – В быстрых песнях нет смысла, смысл есть только в медленных композициях. Поэтому я чаще всего выбираю именно их». О своих мечтах он рассказывает с горячностью юноши: «Я хочу стать достойным продолжателем дела Муслима Магомаева, Полада Бюльбюль оглу, хочу представлять Азербайджан на российской эстраде».

***

«Это очень загадочная вещь – как человек становится звездой»

Фото: Gulliver Theis

Станет ли Фарид Аскеров голосом азербайджанского народа, покажет время, а пока мы обратились за комментариями к человеку, который знает, что такое слава и как выжить в российском шоу-бизнесе. Леонид Агутин, наставник Аскерова в проекте «Голос», поделился прогнозами насчет своего подопечного.

Мы разговариваем на территории съемочных павильонов «Первого канала», на часах без четверти полночь. За несколько дней до юбилейного концерта в Москве артист очень напряжен и после работы на «Голосе», репетиций, съемок и подготовки к выступлению выглядит уставшим.

Мы сидим друг против друга, и наш разговор напоминает поединок, где счет явно не в мою пользу. По словам артиста, участие в телешоу отнимает у него много времени, которое можно было бы потратить на творчество. Несмотря на это, под занавес прошлого года он выпустил новый альбом «Тайна склеенных страниц», обложка которого затейливо оформлена под страницу паспорта. Леонид признается, что очень доволен релизом: «Я отвечаю за каждую песню. Понятно, что они все мне близки и дороги, но уровень композиций абсолютно соответствует сегодняшнему моему возрасту, биологическому и творческому. Вместе с командой мы скрупулезно выводили саунд». И тут Агутин пускается в рассуждения о том, чем отличается саунд, сведенный в России, от саунда, сведенного, скажем, в Майами. На этой пластинке создателям наконец удалось добиться такого высокого результата, что эта разница ушла. Кстати, уже в первые дни продажи альбом показал хорошие результаты, с чем я и поздравила певца.

Второй сезон подряд Леонид Агутин авторитетно исполняет роль наставника в проекте «Голос». На его глазах выпускники прошлой игры делали первые шаги на российской эстраде. Агутин сомневается в том, что телепроект принесет отечественному шоу-бизнесу качественное обновление, а не количественное, как было с «Фабрикой звезд».

«Этот проект – чемпионат России по голосу, скорее спортивное соревнование, чем шаг на большую сцену, – говорит певец. – Приведу пример из фигурного катания: среди множества спортсменов мы почему-то помним Игоря Бобрина и его ковбойский танец со шляпой. Потому что это было артистично. Пока идет проект, всем интересно, кто громче / выше споет. Когда же он заканчивается, люди снова слушают то, что всегда слушали в машине, дома и на работе. Например, российский рок, не обремененный суперсильным вокалом, шансон, эстрадную песню. Давайте будем честными: все хотят слышать просто хорошие песни. А для их исполнения диапазон голоса больше чем полторы октавы просто не нужен. В обычной жизни умение петь в трех с половиной октавах никого не интересует. Вот вас интересует?» – переходит в атаку Агутин. Я отрицательно качаю головой и мысленно радуюсь тому, что Леонид все же отвечает на мои вопросы, превозмогая усталость.

Артист по шагам начинает расписывать мне механизм становления звезды: «После конкурса человек должен спеть красивую песню, которая будет ему подходить. Но из-за того что это участник проекта, она еще должна быть не стыдная, какая-то интересная, понимаете? Получается, что к такому артисту предъявляется гораздо больше требований, чем к певцу, случайно появившемуся на эстраде. Поэтому, как бы ни был хорош участник, остаться в шоу-бизнесе ему достаточно сложно. Некоторые могут, но их единицы, им нужна своя программа».

На вопрос, есть ли какой-то секрет, Агутин скептически хмыкает и предлагает вместе подсчитать, сколько вокалистов в мире способны отлично петь, попадать в ноты и даже делать это с «мурашкой», учитывая факт, что тот же проект «Голос» идет в 50 странах мира, а есть еще «Х-фактор» и другие вокальные шоу. Я секунду думаю: и правда ведь, суммарно получается очень много. «А настоящих звезд, без дураков великих, на планете ну человек 20–30 насчитаем, – продолжает Агутин. – А все потому, что это очень загадочная вещь – как человек становится звездой. Ею может быть Адель, у которой действительно потрясающие вокальные данные, и в то же время может быть Эминем, который просто начитывает текст на бит. Это магия».

Наконец я спрашиваю о Фариде: успел ли Агутин привязаться к нему за время проекта? Певец отвечает, что это было бы непросто: «Фарид – человек взрослый, состоявшийся. К нему привязаться сложнее, чем к более молодым ребятам, которые слушаются тебя, для которых ты настоящий коуч. Но в то же время полюбить Фарида довольно просто – за его голос, его мастерство».

«Фарид очень своеобразный музыкант, – добавляет Леонид. – Он не знает нот, никогда не учился музыкальной грамоте, поэтому поет в своей оригинальной манере. Человеку несведущему может показаться, что он исполняет джаз, но на самом деле он выбрал абсолютно свой путь в искусстве и двигается по нему. У него завораживающий тембр, великая любовь к музыке и подкупающая искренность».

Я предлагаю Агутину дать прогноз, что может ждать Аскерова на карьерном пути, и он охотно соглашается. «У Фарида есть одно свойство, которое характерно для всех «взросликов», как я их называю: он много думает, и это может ему мешать естественным образом выражать себя в творчестве, – замечает певец. – Другая сложность касается его пения на русском языке. Кавказские люди в принципе генетически тяготеют к джазу и умеют его петь. Однако от джазовой манеры до ресторанной – один шаг, и у него это колебание наблюдается. С другой стороны, может быть, я занудствую, и эта особенность, наоборот, преимущество. Кто знает...»

В разговоре Леонид обнаруживает себя как ценитель азербайджанской джазовой традиции. Он страстный поклонник творчества Вагифа Мустафазаде и его дочери Азизы. Дома у певца целая коллекция винила Вагифа. «Мой хороший друг Эл Ди Меола играл с Азизой, эта запись есть в моем собрании, как и записи джем-сейшнов с другими музыкантами, – признается артист. – Азиза – бесподобная певица и великолепная пианистка». Джаз занимает особое место в жизни певца. Леонид в буквальном смысле пришел в эстрадную музыку из джаза, которым страстно увлекался до 30 лет. «Я даже пытался снимать по слуху дуэт Вагифа Мустафазаде и Оскара Питерсона. Шикарная, надо сказать, пластинка! – оживляется Агутин. – В моем личном хит-параде до сих пор есть несколько любимых вещей с этого альбома. Аж до слез». Я выясняю, что хорошая музыка, по мнению артиста, та, которая не унижает слушателя и не пытается сделать из него идиота. Спектр названных Агутиным имен широк: тут и Гайдн с Моцартом, и Володя Пресняков. Плохая же музыка приносит Леониду физический дискомфорт, как слепящий свет или невкусная еда.

Напоследок я прошу мэтра поделиться секретом, как начинающему артисту удержаться в шоу-бизнесе. Агутин говорит, что существует так называемая энергия заблуждения, которую должен выработать в себе каждый артист. Певцу жизненно необходимо думать о себе чуть лучше, чем он есть на самом деле, и оставаться немного ребенком.

Я ухожу со студии уже за полночь, когда рабочие выгружают на сцену огромное количество комбоусилителей с узнаваемыми декорациями проекта «Голос». На улице медленно падает снег и крепчает мороз, а в моей голове звучит Sunny в исполнении Boney M. Хорошая музыка, Агутин бы точно оценил.

Фото: Gulliver Theis

* Соцсеть, признанная в России экстремистской.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»