Фархад Фарзалиев: шум предметов
Фото: Фахрия Мамедова

Фархаду Фарзалиеву двадцать шесть, он самый молодой художник из обоймы организации YARAT. Однако за его плечами многолетний опыт диджейства, престижная лондонская Start Art Fair и участие в Московской биеннале молодого искусства «Стой, кто идет?».

Его работа «Летний хит» стала настоящим хитом в интернете: комната без одной стены, на трех остальных – морской пейзаж, каспийский простор. Пол засыпан песком, стоит пляжный лежак (можно развалиться) – инсталляция отсылает к истории бакинского завода кондиционеров, флагмана советской промышленности. Еще одно произведение, «СМС-диаграмма»: годовая переписка по мобильному телефону между мужчиной и женщиной от начала отношений до полного краха. Всплески строк – как намек на тревожные скачки кардиограммы. Наконец, попавшая на престижный международный форум серия «Бабушкин разговорник»: настенные коврики с гусями и оленями, нехитрые образцы текстильной промышленности 1960-х, расцвечены неоновыми надписями «Не бегай, вспотеешь!», «Устал, солнышко? Ляг, отдохни!». А еще Фархад известный бакинский граффитист и лидер музыкальной группы Azeriff.

Купленное время. 2007

«В студенческие годы я увлекался абстрактным экспрессионизмом. Мой отец – живописец (Чингиз Фарзалиев, директор Национального музея искусств. – БАКУ), и дома огромное количество альбомов. Я их смотрел, что-то черпал и старался имитировать. Потом вдруг понял, что мне это совершенно неинтересно. Как-то в одночасье переклинило. Первая работа, которую можно назвать инсталляцией, сложилась в 2007 году. Довольно наивный вышел труд, зато масштабный: 150 x 150 см. Когда-то в нулевые у нас баланс на телефоне исчислялся не в деньгах, а в особых кредитных единицах: мы их называли «контуры». Одна минута стоила, кажется, пять контуров. Та инсталляция представляла собой контуры для пополнения баланса телефона, которые я покупал в течение пяти лет. Я их копил и однажды решил наклеить и выставить, сделав поверх надпись акрилом. Работа называлась «Купленное время»: люди все покупают и продают, даже такую нематериальную субстанцию. Она была выставлена в дрезденской галерее на выставке Steps of Time.

После этого пошло-поехало. К живописи я почти не возвращался, но и утвердиться в одной стилистике не смог. Не понимаю художников, которые садятся на своего конька и 15 лет делают одно и то же, – мне кажется, это самообман. Сейчас мне нравится работать с реди-мэйдом (ready-made – направление в искусстве, предполагающее использование уже готовых предметов. – БАКУ). Потому что мне нравятся вещи. Мне сложно с ними расставаться. Каждый предмет – это история, которую непременно хочется рассказать. Я не потребитель в классическом смысле слова, я захламитель».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»