Эльдар Джафаров и Анна Сажина: давай потанцуем

В октябре в Баку впервые пройдет чемпионат мира по бальным танцам WDC Professional Ballroom Championship.* В нем участвуют многократные чемпионы мира, Эльдар Джафаров и Анна Сажина. Пара рассказала «Баку» о главных мифах про танцоров, о том, как восстанавливаться после травм и почему в школах нужно ввести уроки танго и вальса.

Эльдар Джафаров и Анна Сажина – заслуженные мастера спорта международного класса танцуют вместе почти 20 лет, с 2004 года, а с 2005-го представляют Азербайджан. Пять раз они становились чемпионами Европы и мира, создали авторскую систему подготовки воспитанников, организовали в Москве танцевальный фитнес-клуб «Pro Тело», основали Азербайджанский Танцевальный Союз (AzDC).

А еще Эльдар и Анна почти десять лет женаты. Их сыну Роману 5 лет. На двоих у них как минимум 800 совместных выступлений, тысячи падений и взлетов, три сбывшиеся мечты – и еще три сотни, которым наверняка суждено сбыться.

БАКУ: Когда вы были маленькими, вы хотели стать…

Эльдар Джафаров: Сколько себя помню – только танцором. Недавно наткнулся на свой дневник третьего класса, там есть запись: «Хочу жить в Италии и танцевать». Родители не особенно поддерживали – мечтали, что я стану дипломатом или кем-то вроде того. Но в семь лет в школе начались уроки ритмики, и учитель сказал: «У парня талант, давайте его к нам в танцевальный кружок».

Мы жили в Екатеринбурге, на летние каникулы всегда уезжали в Баку, на отцовскую семейную дачу в Мардаканах. Тогда все носили на пляж арбузы и дыни в ведрах. Отец брал ведро и начинал по нему стучать, а я отбивал лезгинку. Люди собирались, смотрели, аплодировали – это были мои первые благодарные зрители.

Анна Сажина: Я тоже бредила танцами. Лет в пять вернулась из детского сада и исполнила маме, как мне казалось, совершенно головокружительное антраша. На следующий день она отвела меня в студию.

БАКУ: Были моменты, когда казалось: «Я бездарность, у меня ничего не получится»?

А.С.: Я уже в 11 лет была того же роста, что и сейчас, – 176 см. Всегда была на полторы головы выше остальных детей, тем более мальчишек, которые растут медленнее. Тренер как-то вызвал маму в кабинет: «Ваша Аня, конечно, хорошая девочка, но… мы же никогда не найдем ей партнера. Может, вам лучше в волейбол?» Я эти слова услышала, когда мама пересказывала их отцу. Но вместо «я бездарность, надо бросить» решила: «Нет, все равно буду танцевать!» Действительно, на протяжении двух лет мне не могли найти партнера. И я танцевала со старой оконной рамой. Отрабатывала с ней все танцы – ча-ча-ча, румбу, – и все эмоции. У меня был отличный преподаватель: он учил, что танец только во вторую очередь техника, а в первую – чувства. Поэтому я свою раму любила, ненавидела, уходила от нее, возвращалась, умоляла простить. Эта рама была моим партнером. Она так и стоит в оконном проеме той студии.

Э.Д.: Сейчас я понимаю, что в детстве и юности мне везло: серьезных провалов не было. И часто встречались замечательные люди. Например, в институте я брал уроки у известного английского танцора Эндрю Синкинсона. Как-то он спросил, еду ли я в Англию на Блэкпульский фестиваль. А надо понимать: Блэкпул в танцах – это как Уимблдон в большом теннисе. Я честно ответил, что нет, финансы не позволяют, а он сказал: «Не нужно платить мне гонорар. Ты должен попасть на Блэкпул». Я всегда буду ему благодарен.

На том фестивале я познакомился с итальянским тренером Катериной Арзентон – легендой в бальных танцах, законодателем итальянского стиля в европейской программе. И она согласилась меня тренировать. Я продал свою первую машину, «Ниву», и на эти деньги купил билет в Италию. С этого момента начались «невероятные танцевальные приключения Эльдара в Италии».

«Я решил не заводить отношений с партнершей: либо карьера, либо любовь. Но встретился с Аней, и она разбила эту мою клятву в пух и прах»

Эльдар Джафаров

Фрак с закатанными рукавами

БАКУ: Почему вас манила именно Италия? В Англии тоже мощная танцевальная школа. Можно было и в Америку поехать, наверное…

Э.Д.: Я люблю эту страну: ее язык, культуру, историю, быт, традиции. Особенно Неаполь. Я ведь каждое лето проводил в Баку и обожал этот город. А Неаполь похож на Баку! Те же гостеприимство, открытость, градус общения, то же сушащееся на оконных веревках белье…

А.С.: Именно Италия тогда становилась законодательницей танцевальных трендов. До этого на паркете царили англичане. Вообще вся современная история бальных танцев связана с тремя турнирами: Блэкпульским фестивалем, UK Championship и International Dance Championships, который проходит в Альберт-холле в Лондоне. Англичане всегда доминировали. Но начиная с 1990-х годов их стали теснить итальянцы. Они не уступали британцам в технике, но брали эмоциями, свободой.

Э.Д.: Если образно, то итальянцы танцуют, закатав рукава фрака. Вроде та же классическая европейская программа: вальс, танго, фокстрот, – но они меняют скорость, их вальсы более романтичные, танго более страстные. Костюмы у итальянских танцоров всегда такие, будто это фешен-шоу. Они могут, например, надеть смокинг на голое тело, как Массимо Джорджиани. Я старался это всё перенять. На первом своем турнире в Германии, помню, пытался уложить волосы гелем так, как это делают итальянцы, – будто только вышел из моря и оказался на танцполе.

А.С.: А я Италии всегда буду благодарна за то, что она нас познакомила.

БАКУ: Но вы ведь знали друг друга до того, как встали в пару?

А.С.: Да, мы еще в России пересекались на конкурсах, но лично не были знакомы. Но тогда я тренировалась в Словении и когда приехала в Италию на пробу к потенциальному партнеру, то даже не знала, кто он. Еду в автобусе. Заходит Эльдар. Я в изумлении: «А ты что здесь делаешь?»

Э.Д.: Я говорю: «Еду на пробу с какой-то девочкой из Словении». А Аня: «А я еду на пробу с Эльфом!» Это они мое имя так сократили. Забавно, что в тот момент я решил не заводить отношений с партнершей. Сказал себе: либо карьера, либо любовь. Но встретился с Аней, и она разбила эту мою клятву в пух и прах.

А.С.: Ну, какое-то время ты продержался… Впрочем, недолго.

БАКУ: Чтобы танцевальная пара состоялась, химия обязательно должна присутствовать?

А.С.: В идеале – да. Ведь с этим человеком проводишь по десять часов в сутки. Сможешь ли именно с ним, понимаешь при первом соприкосновении рук. С Эльдаром сразу было «да».

БАКУ:  Тогда как случилось, что вы, Эльдар, сделали Анне предложение в 2008 году на танцевальном «Евровидении», а поженились только спустя шесть лет?

Э.Д.: К тому моменту мы с Аней уже давно были вместе, но жили еще в Италии в спартанских условиях, вместе с большой командой танцоров. Ребята сказали: если любишь Аню, сделай ей предложение в эфире, это будет крутой хайп. Я сказал, что не хочу никакого хайпа. Морально я готов жениться, материально – нет. Но они меня убедили: «Какая разница, когда именно вы поженитесь? Зато это будет красивое предложение, его увидят тысячи людей». И мне понравилась идея, что о моих планах сразу все узнают, не нужно будет никого отдельно обзванивать. То есть изначально это было задумано как пиар-ход, но по сути им не было. Да, свадьба у нас случилась только в 2014 году, но она была сыграна на те деньги, которые мы сами заработали.

А.С.: У нас была даже не одна, а три свадьбы. В Москве мы просто расписались, почти штурмом взяв Царицынский ЗАГС, который в тот день не работал. Наш друг включил в телефоне вальс Мендельсона на YouTube – и всё. Потом была свадьба в Баку со всей родней. Немного родни, всего 400 человек…

Э.Д.: Да, папа обещал позвать самых близких, но у него восемь братьев и сестер, и он поставил целью жизни поддерживать свой род... Аня с гостями лезгинку танцевала, покорила всех.

А.С.: И третья свадьба – в Италии, в Апулии. Такая, как мечталось. Друзья съехались со всего мира, церемония на скале с головокружительным видом на море, потом танцевали на лодке всю ночь… В общем, могла бы войти в рейтинг «100 лучших свадеб XXI века».

Нелегкий паркет

БАКУ: Пока все звучит так, будто у вас не жизнь, а сказка. Может, так и есть?

Э.Д.: Сказка, в которой есть место всему, что бывает в хороших сказках: и невзгодам, и борьбе. Наша любимая песня – «Нас бьют, мы летаем».

А.С.: И девиз What does not kill us, makes us stronger – «То, что нас не убивает, делает нас сильнее».

БАКУ:  У танцоров есть пожелание «Легкого тебе паркета». Он вообще бывает – легкий паркет?

Э.Д.: Да. Когда танцуешь и понимаешь, что всё круто. Но всё, что этому предшествует, легким точно не бывает.

А.С.: Про историю наших травм можно написать триллер. В 2016-м у меня случился стрессовый перелом стопы, распространенная травма танцовщиц и балерин: стенки стопы целы, а внутри очень много мелких трещин. Мы понимаем, что пропускаем чемпионат мира в Лос-Анджелесе, к которому долго шли. Но наша тренер Катерина Арзентон решает: «Все равно поедем, посмотрим. Может, посоветуемся с врачами». И в Лос-Анджелесе мы находим замечательного реабилитолога, который работает со сложными спортивными травмами. Он сделал мне инъекцию препарата с пептидами и сказал, что через три дня я буду тренироваться. И правда, через 20 дней мы вышли на турнир.

Э.Д.: А в 2017-м, за четыре дня до Блэкпульского фестиваля, ломаю стопу я. Заканчивается последняя тренировка, я решаю повторить элемент, делаю два шага – и падаю. Восстановление – три месяца. Другой Блэкпул, 2022 года, после эпидемии ковида – за три дня до вылета я рву мениски. Какой-то заколдованный был для нас этот фестиваль.

БАКУ:  Это много травм для пары вашего уровня?

Э.Д.: Серьезные травмы получают многие, но единицы потом возвращаются на паркет. А если возвращаются, то не добиваются прежнего результата и после этого уходят навсегда. Тех, кто вернулся и поднялся выше точки, на которой танцевал до травмы, я не знаю. То, как Аня восстановилась после родов, – вообще, считаю, подвиг.

А.С.: Нам точно хватило наших травм. Но мы объясняем их тем, что были одержимы танцами. Могли тренироваться по восемь часов нон-стоп, без растяжек, без массажей. Жизнь в режиме тренировка – турнир – перелет – тренировка просто не могла не аукнуться.

Э.Д.: Зато мы научились относиться к себе бережнее. Аня сравнивает наши ноги с Ferrari: лучше вовремя делать им ТО, страховать и ухаживать за ними.

БАКУ: Сколько у вас было турниров и выступлений?

Э.Д.: Есть сайт DancesportInfo, я попробовал там подсчитать. Получилось около 800. Но там указаны только крупные. Если с мелкими – думаю, около полутора тысяч наберется.

БАКУ: Можете назвать самое знаковое для вас выступление, одно-единственное из этих полутора тысяч?

А.С.: В детстве мы учились по видеокассетам. Кассеты Кубка Кремля я знала наизусть: все костюмы, все шаги, все эмоции каждой пары. Кремлевский паркет был для меня эталоном. И робкая мечта: «Вдруг я когда-нибудь там станцую?» В этом году мы стали чемпионами Кубка Кремля. Когда мы с Эльдаром танцевали там шоу-номер на мелодию из «Семнадцати мгновений весны» и весь Кремлевский дворец нам стоя аплодировал, я поняла, что счастлива.

Э.Д.: На свое 30-летие я загадал три желания: попасть в финал Блэкпула, иметь свою квартиру и чтобы к моим 40 годам мой ребенок пошел в школу. И всё состоялось. В тот момент, когда в 2022 году в финале Блэкпульского фестиваля мы выиграли призовое третье место, я почувствовал полное слияние с музыкой, с площадкой, со зрителями… И вообще со Вселенной.

БАКУ: Какие желания загадаете на 40-летие?

Э.Д.: Одно из них – чтобы в Азербайджане развивалось танцевальное искусство. И как вид досуга для взрослых людей, и как хобби для молодежи, и как профессия. Это отличная профессия. Об остальных расскажу, когда сбудутся.

«Мы стали чемпионами Кубка Кремля, и когда весь Кремлевский дворец нам стоя аплодировал, я поняла, что счастлива»

Анна Сажина

Марафон на каблуках

БАКУ: Танцы – это спорт или искусство?

А.С.: Это марафон, который бежишь на каблуках, в роскошном платье за 5000 фунтов и с полным макияжем. И судьи оценивают не только твою скорость, но и непринужденность улыбки.

Э.Д.: Еще ты должен в этом марафоне раскрыть свой внутренний мир, как его раскрывают художники или музыканты. На паркете выражаешь себя. Вот такой спорт и такое искусство.

БАКУ: Только на марафонах есть секундомер, доказывающий, кто пришел первым. А как судят у вас?

Э.Д.: Да, жюри из бывших танцоров часто судит субъективно. Но ошибаются они редко. Есть ИТ-технологии, позволяющие замерить напряжение в статике и в динамике. Даже датчики пытались прикреплять к телу. Вот стоит танцор Славик Крикливый, легенда бального танца, и супермедленно делает один элемент – а показатели на компьютере просто зашкаливают, такая сила мышечных импульсов у него в теле. Рядом то же движение делает танцор среднего уровня – показатели вялые, как при сердечной аритмии. Это называется «невидимая энергия», invisible energy. Понять, откуда она берется и как выражается, может только тот, кто сам танцевал и прошел весь путь взлетов и падений.

БАКУ: Какие обывательские мифы о танцорах наиболее оторваны от реальности?

Э.Д.: Что настоящие мачо не занимаются танцами. Что танцы – для парней нетрадиционной ориентации. Это абсолютно не так. В танце формируется настоящий мужчина. Мужчина, который не унижает женщину, чтобы казаться сильным, а учится ее слышать, подчиняться ей и подчинять ее – так, чтобы ей это было приятно. Начинать и заканчивать движения в такт, понимать язык жестов, взглядов, движений. Есть понятия «закрытая позиция», «променадная», «теневая». Теневая позиция – умение двигаться параллельно, быть как будто равноправными и равносильными, но всегда уступать женщине место на полшага впереди. Променадная позиция – быть вместе, но смотреть не друг на друга, а в одном направлении. Закрытая позиция – женщина, полностью доверяя мужчине, следует туда, куда он ее ведет, всегда охраняя его тыл. Такие вещи закладывают правильное отношение к женщине. А уверенность в своем теле, которую дает танец, – это уверенность во всем по жизни.

А.С.: Танец – история взаимодействия, сотрудничества мужчины и женщины. Эти уроки должны быть в школьной программе, тогда будет меньше разрушенных семей и разбитых сердец.

БАКУ: Романа отдадите в танцы?

А.С.: Да он уже! «Мама, пойдем потанцеваем. Мама, мне же уже партнерша нужна? Но пусть ей тоже будет четыре годика!» Пока отдали его на фигурное катание.

Э.Д.: Я купил ему коньки. Но Рома при любой возможности тянет меня танцевать. И да, мы хотим, чтобы он танцевал. И чтобы танцевал весь Азербайджан!

separator-icon

* 86-й чемпионат мира по бальным танцам WDC Professional Ballroom Championship пройдет в JW Marriott Absheron Baku 26-29 октября 2023 года. В последний день чемпионата состоится гала-шоу Night of Dancing Diamonds: выступление лучших танцевальных пар, фуршет и танцевальная вечеринка под живой оркестр.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»