Французская фарфоровая мануфактура Bernardaud выпустила лимитированную коллекцию Tiger Collection в коллаборации с азербайджанским художником Фархадом Фарзалиевым.
Фарзалиев обращается к тигриной теме не впервые. В 2015 году он создал серию «Я твой единственный тигр» – причудливые «шкуры», вручную сшитые из купленной на бакинском рынке женской одежды с тигровым принтом. Во время пандемии Фархад стал рисовать тигров: «Их можно рассматривать как яркий символ витальности и жизнерадостности», – говорит он. А в 2022-м, в год Водяного тигра, художник представил в парижской галерее Dix9 выставку Tiger is tiger is a tiger is a tiger, в которой многочисленные звери соседствовали с масштабным женским образом.
В основу коллаборации со знаменитой французской мануфактурой легла пандемическая серия Фарзалиева Тiger Force Member – та самая, что про витальность и жизнерадостность. Лимитированная коллекция, созданная при поддержке компании Italdizain, включает в себя 50 чайных сервизов и по столько же подсвечников, декоративных подносов, кружек и десертных тарелок. Владелец мануфактуры и президент Фонда Bernardaud Мишель Бернардо и Фархад Фарзалиев любезно согласились ответить на вопросы «Баку».
БАКУ: Фархад, как строилась работа с Bernardaud?
Фархад Фарзалиев: Предварительного отбора не было, но я предоставил несколько вариантов принтов. Дизайнеры мануфактуры внесли свои предложения. Окончательное художественное решение стало результатом совместной работы, хотя мое видение было в приоритете.
БАКУ: Господин Бернардо, это ведь не первый случай, когда мануфактура приглашает современного художника, работающего с традиционными ремеслами. Чего вы ожидаете от такого сотрудничества?
Мишель Бернардо: Для нас это возможность соединить традиционные ноу-хау и новые технологии, расширить границы ремесла и, следовательно, идти в ногу со временем. Фарфор подобен чистому листу, он позволяет воссоздать живописное произведение в прочном и долговечном материале. А мы рады поработать с талантливым азербайджанским художником.
БАКУ: Как вы выбираете художников для совместных проектов? Почему решили пригласить именно Фархада?
М.Б.: В 2022 году он выступил художником спектакля по мотивам народной сказки «Семь ветвей гранатового дерева». В создании постановки участвовала и компания Italdizain. Сотрудничество оказалось успешным, и у компании возникла идея пригласить азербайджанского художника в проект, связанный с производством французского фарфора. А поскольку именно Italdizain занималась разработкой эскизов, которые нам очень понравились, мы с удовольствием согласились на совместный проект.
БАКУ: Фархад, какие свойства фарфора были для вас особенно важны в работе над дизайном коллекции?
Ф.Ф.: Я думал о белизне и гладкости фарфора. Но ключевую роль играли форма и объем изделий: я старался создать рисунок, который гармонично сочетался бы с формой посуды, подчеркивал ее изящество и при этом дополнял функциональное назначение.
БАКУ: Ориентировались ли вы на другие лимитированные коллекции Bernardaud?
Ф.Ф.: Да, я изучил их все, чтобы понять стиль и подход. Но моя цель состояла и в том, чтобы создать что-то новое, уникальное, сохраняя уважение к традициям мануфактуры.
Лиможский фарфор во Франции называют «белым золотом», и в Bernardaud бережно хранят традиции и секреты его производства. Семейная мануфактура существует с XIX века. Бизнес передается по наследству, каждое поколение обогащает традицию новыми творческими идеями и техническими изобретениями. Так, именно в Лиможе в конце 1940-х впервые применили туннельную печь для обжига, повысив качество фарфора и объем производства.
В конце 1950-х компанию возглавил художник и меценат Жак Бернардо, и в истории мануфактуры начался новый этап. Новый владелец не только приглашал к сотрудничеству знаменитых друзей, среди которых были Марк Шагал и скульптор Александр Колдер, но и принимал довольно радикальные для своего времени решения: к примеру, пригласил работать дизайнером посуды Раймонда Лоуи, автора бутылки Coca-Cola.
С тех пор коллаборации с художниками стали регулярными. А еще Bernardaud производит фарфоровые скульптуры Джеффа Кунса, выпускает вазы в японском стиле кинцуги и делает посуду для кино.
«Я рисовал тигров во время пандемии как яркий символ витальности и жизнерадостности»
БАКУ: Фархад, отличается ли дизайн посуды от всего, чем вы занимались раньше?
Ф.Ф.: Дизайн посуды имеет свои ограничения, поскольку конечный продукт должен быть не только красивым, но и функциональным, удобным в использовании и устойчивым к повседневному износу. Рисунок наносят с помощью специальных техник, включая трафаретную печать и ручную роспись. Видеть, как мои идеи оживают на фарфоре, было чрезвычайно волнующе.
БАКУ: Чем, на ваш взгляд, ценен синтез современного искусства и традиционного ремесла?
Ф.Ф.: Возникает уникальное взаимодействие между современностью и историей. Это сочетание позволяет искусству оставаться актуальным и социально значимым, при этом опираясь на ремесленные традиции.
На фабрику Bernardaud посторонних, конечно, не пускают. Но для туристов с 2002 года работает музей, где регулярно проходят выставки современного и старинного фарфора, а для художников-керамистов действует летняя арт-резиденция Фонда Bernardaud. Помимо Шагала, Колдера и Кунса, с мануфактурой в разное время сотрудничали Рой Лихтенштейн, Дэвид Линч, Жоан Миро, братья Фернандо и Умберто Кампана и многие другие.
БАКУ: Фархад первый азербайджанский художник в той блистательной компании мастеров, с которыми вы сотрудничали. Каковы ваши впечатления?
М.Б.: Наша компания международная, и мы имеем возможность сотрудничать с художниками разных стран, творчески перерабатывать наследие различных культур. В Азербайджане история фарфора шла бок о бок с развитием Шелкового пути, связывавшего Восток и Запад. Образ тигра, предложенный Фархадом Фарзалиевым, универсален, но в разных культурах имеет разные коннотации. В этом есть вызов и интрига. Кроме того, Фархад коллекционирует разнообразные тигровые принты, в том числе на дизайнерской одежде – это тоже интересно. Нам важно работать с молодыми художниками и открывать для них новые возможности.
БАКУ: Храните ли вы образцы лимитированных коллекций и эскизы к ним? Обращаетесь ли к ним спустя годы?
М.Б.: Наш отдел наследия бережно хранит все документы и изделия, созданные Bernardaud. И мы охотно пользуемся этим наследием: к примеру, принты Шагала воспроизводятся на новых сервизах. В этом году мы отметили 160-летие мануфактуры. Туристы, приезжающие в Лимож, могут посетить музей, увидеть предыдущие коллекции и проследить нашу историю.
«В Азербайджане история фарфора шла бок о бок с развитием Шелкового пути»