В начале весны в Суздале прошел 18-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. В этом году впервые была показана программа Форума стран СНГ, Балтии и Грузии – лучшие анимационные фильмы стран ближнего зарубежья за последние пять лет.
Азербайджанскую анимацию на форуме представили две картины – «Мечта гусеницы» Фирангиз Кулиевой («Азанфильм») и «Зловредная муха» Франгиз Курбановой («Бирлик»). Режиссер, сценарист, художник-постановщик, преподаватель Академии изобразительных искусств и директор собственной студии Франгиз Курбанова рассказала журналу «Баку» о том, как стала аниматором, как управляет студией, и о сегодняшнем дне азербайджанского анимационного кино.
БАКУ: Правда, что в 1978 году ваша первая работа «Сотвори мечту» с трудом попала в прокат, потому что не знали, куда ее отнести – к игровым фильмам или к мультипликационным?
Франгиз Курбанова: Да, возник такой вопрос: вроде фильм мультипликационный, а в нем есть декорации и действует актер. Хотя ничего нового в этом не было. Кино ведь начиналось с комбинированных кадров, использования кукол, объемного и полуобъемного изображения. Но к концу 1970-х мир завоевала рисованная диснеевская анимация, и на ее фоне «Сотвори мечту» показался необычным. Кстати, сыгравший в нем Фархад Манафов сейчас народный артист, а тогда он был студентом, лента стала его дебютом.
Чтобы получить право снять этот фильм, я его весь нарисовала, сделала полную экспликацию и повезла в Москву, в Госкино – тогда все надо было утверждать там. Мои картинки понравились до такой степени, что тогдашний редактор Госкино Владимир Заика попросил ему их подарить и сказал, что развесил бы их у себя в кабинете. Фильм запустили в производство. Премьера была в Доме кино. «Сотвори мечту» демонстрировался как лучший на тот момент анимационный фильм Азербайджана.
БАКУ: Нужно быть очень терпеливым, чтобы делать такую кропотливую работу.
Ф.К.: Да, мультипликация трудоемка. Чтобы снять десятиминутный фильм, нужно семь-восемь месяцев – столько же, сколько на полнометражный игровой. Поэтому и аниматоров у нас, можно сказать, днем с огнем…
БАКУ: Проблема воспитания кадров?
Ф.К.: Именно. Но на фестивале анимационных фильмов в Суздале меня поразило огромное число молодежи, которая учится на аниматоров. Из тридцати студенческих фильмов как минимум десять – вполне профессиональное кино. Есть будущее. И есть мастера – Хржановский, Норштейн. У нас в республике пока нет своей анимационной киношколы. Раньше учились во ВГИКе и теперь могли бы. Мне кажется, было бы хорошо отправлять туда пять-шесть азербайджанских студентов каждый год.
БАКУ: Когда появилась ваша студия «Бирлик»?
Ф.К.: В 1988 году. Она стала одной из первых независимых мультипликационных студий в СССР. После V пленума Союза кинематографистов в 1986 году стало возможно открывать собственные студии. Я сплотила небольшую группу единомышленников, составила творческую программу и передала на рассмотрение в коллегию Союза кинематографистов и Госкино. Они единогласно нас поддержали. Только предупредили, что зарабатывать и искать заказы мы теперь должны сами. Мы с успехом сотрудничали с Центральным телевидением, единственные представляли на нем Азербайджан, делали анимационный детский сериал. Помню, что наш фильм «Композиция на тему…» по сценарию Динары Сеидовой был показан утром в первый день выхода в эфир канала ОРТ.
«Мультипликатор – как пианист: несколько месяцев не позанимался – и прощай, техника, опять начинай играть гаммы»
БАКУ: Какие фильмы вы привезли в Суздаль?
Ф.К.: Их три: «Мечта гусеницы» Фирангиз Кулиевой, снятая на студии «Азанфильм», мой фильм «Зловредная муха» и «Рисунок в небе» режиссера Джавида Ахадова. Два последних сняты нашей студией по заказу Министерства культуры. К сожалению, условия не позволили показать «Рисунок в небе» в официальной программе. Но на закрытом просмотре фильм понравился и, кажется, включен в конкурсную программу кинофестиваля «Золотой витязь».
БАКУ: Сколько фильмов в год делает «Бирлик»?
Ф.К.: Как правило, государство заказывает нам в год один пятиминутный проект. Но, конечно, мы могли бы делать гораздо больше. Самое главное, что за рубежом фильмы студии «Бирлик» представляют анимацию Азербайджана. Я горжусь этим. В каталоге так и пишут: «Азербайджанский анимационный фильм». Не надо делить студии на государственные и негосударственные, мы все дети одной страны и работаем на нее, на наше имя, на наш флаг. И я вижу, с каким уважением относятся к нам и нашей работе за пределами Азербайджана.
БАКУ: «Бирлик» – ваша семейная студия?
Ф.К.: Да. Я художественный руководитель, режиссер и художник. Мой сын Джавид Ахадов, прекрасный сценарист и художник, снял в качестве режиссера два фильма – «Вкус доброты» и «Рисунок в небе». Зема Ахадова, его жена, – высококлассный художник-аниматор. Внучка растет, проявляет способность к рисованию и нередко участвует в работе. Это наш домашний бригадный подряд, мы фактически живем в студии, нас это устраивает и помогает сконцентрироваться. Когда нужны дополнительные люди, к примеру программисты, мы их приглашаем. А так все делаем сами.
БАКУ: У вас есть художественные предпочтения?
Ф.К.: Мы предпочитаем делать авторское кино. Недавно предложили Министерству культуры на рассмотрение очень хороший сценарий Джавида Ахадова «Старый гвоздик». Думаю, может получиться крепкая авторская работа.
БАКУ: Какие задачи вы бы поставили перед азербайджанской анимацией?
Ф.К.: Максимально использовать тех аниматоров, которые уже есть, и воспитывать молодых, которые продолжат наше дело. Мультипликатор – как пианист: несколько месяцев не позанимался – и прощай, техника, опять начинай играть гаммы. Мозг и руки должны все время работать. Если же говорить о фильмах, они должны отражать национальную специфику и при этом быть интернациональными, нести идею добра, воспитывать в детях милосердие и любовь. Сегодняшние дети отличаются от прежних поколений остротой мышления, быстрой реакцией. Мультипликация дает возможность наглядно учить, направлять и воспитывать, используя детское восприятие. Любую философскую мысль мультфильм может передать в течение одной-трех минут.
БАКУ: Вам бы не хотелось снова поработать в игровом кино в качестве художника-постановщика?
Ф.К.: Если будет хороший, понимающий режиссер, который знает, что делать с декорациями, и с которым мы сольемся в единомыслии, то с удовольствием. Я обожаю художественное кино. Но мультипликацию люблю еще больше. Здесь у меня полная творческая независимость. Тем более теперь, когда наступила эпоха больших возможностей компьютерной техники. Помню, во времена кинокамер оператор, снимая на кинопленку вторую экспозицию, как-то забыл открыть обтюратор, и весь материал ушел в брак. С компьютером таких проблем не бывает: здесь я за все отвечаю сама, полная самостоятельность. Сейчас очень хорошее время для анимации: работаешь и сразу видишь результат. Интересно, что я воспринимаю это как подарок, а мои дети – уже как данность.
БАКУ: Трудно, когда в семье все художники? Не возникает ли столкновения амбиций, творческих разногласий?
Ф.К.: В кино всегда руководит режиссер. Если я берусь за фильм, то знаю, что мне нужно. Если мой сын придумал историю, творческую задачу диктует он. А мультипликатор, как актер, обязан выполнить режиссерскую задачу – сыграть и Гамлета, и тетку Чарлея, если будет надо. Мы сразу определяемся с ролями и задачами, поэтому у нас никогда не бывает разногласий.
БАКУ:Такое здравое распределение ролей – большая редкость.
Ф.К.: Иначе мы бы ничего не сделали. А я хочу работать и выдавать на экран качество, достойное представлять за рубежом нашу республику. Собираюсь это делать, пока живу и дышу. А дальше будет дальше.