Все главное у 27-летнего Рашида Агамалиева впереди: построить дом, посадить дерево, вырастить сына, тем более что он недавно женился. А пока Рашид спродюсировал несколько кинопроектов, издал книгу об азербайджанских мультипликаторах, снял документальную ленту и организовал первый в Азербайджане международный фестиваль анимационных фильмов.
В девять лет Рашид попал в страшную аварию. Когда его, искалеченного и истекающего кровью, довезли до больницы, врачи честно сказали родным, что шансов выжить у мальчика почти нет. Но Рашид выжил, хотя перенес десять операций и провел два года в клиниках, пока его ставили на ноги. Он даже стал думать, что так будет всегда: перевязки, капельницы, процедуры. Прежняя нормальная жизнь казалась сном: поездки из Баку в маленький город Ковров к бабушке и дедушке, потом в деревню, к маминому брату дяде Вове, тамошний лес, полный грибов, родной дом в бакинском поселке Зых, каспийский пляж и то, как папа, глубоководный водолаз, все время повторял: «Море надо любить и уважать». Не верилось, что когда-нибудь можно будет снова гонять в футбол и лазить по крышам с друзьями.
Рашиду пришлось заново учиться не только ходить, но и читать, писать, зубрить таблицу умножения. Навещая его, родители улыбались, рассказывали что-то веселое и прятали глаза. Рашиду очень хотелось выздороветь ради них. Ну и еще ради одной одноклассницы: выздороветь и жениться на ней, не дожидаясь окончания пятого класса.
И он выздоровел. Вскоре его перевели в гимназию имени Ильяса Эфендиева, и у него появилась новая любовь – кино. Началось с того, что Рашид попал под влияние одноклассника Гамида: друзья постоянно дурачились, срывали уроки и получали двойки по поведению. А еще Гамид был увлеченным киноманом: постоянно говорил о кино, спорил о кино, мечтал работать в кино – и заразил этим приятеля на всю жизнь. Каждый день друзья шли в кинотеатр: они могли смотреть по четыре фильма подряд, а потом, вдохновленные, снимали на телефон собственные короткометражки.
Рашид ясно видел дальнейший путь: ВГИК, стремительная карьера, Канны, «Оскар» за лучшую режиссуру. И был страшно разочарован, когда не прошел даже отборочный тур во ВГИК. Но если закрывается одна дверь, всегда открывается другая: благодаря тому провалу Рашид оказался в Чехии – семья Агамалиевых отправила туда сына на учебу, потому что при знании чешского в этой стране можно бесплатно получить высшее образование.
***
Из блога Рашида на сайте языковых курсов при Карловом университете: «Я приехал с одним чемоданом вещей и сумкой с ноутбуком. Поселили меня с американцем с Гавайев, так что насчет английского можно теперь не беспокоиться. В первый же день мы отправились на поиски вкусной и дешевой еды и сразу попали под дождь. Заскочили в первое попавшееся заведение. Улыбчивая чешка подала нам jídelní lístek (то есть меню). Открыв его, мы оцепенели. Хоть я и изучил разговорник перед поездкой, из списка блюд решительно ничего не понял! Заказали мы тогда наугад. Теперь, месяц спустя, мы уверенно выбираем рестораны и еду в «идельних листеках».
Похожий на русский чешский язык давался Рашиду легко. После окончания курсов он подал документы в пражскую киношколу FAMU, которая считается одной из лучших в Европе: здесь в свое время учились Агнешка Холланд, Милош Форман и Эмир Кустурица. Но Рашида не приняли, и он поступил на факультет киноведения и английской филологии университета в Оломоуце. Через пять лет учебы там он повторил попытку с FAMU, на этот раз удачно, – и попал на годовые курсы кинопродюсеров.
«Я считал себя продвинутым студентом: все же с 14 лет снимал любительские фильмы, а в 22 года, еще в оломоуцком университете, организовал свой первый кинофестиваль. Но я даже представить не мог, как много мне даст FAMU. В первую очередь это европейский подход к кинопродюсированию. Он заключается в том, что продюсер – творческий человек и такой же автор фильма, как режиссер и сценарист. Нас учили прежде всего работать в команде, планировать производство и разумно распределять бюджет. Практики было много: за год я вместе с однокурсниками снял четыре короткометражных фильма. Один из них был о трубочистах. Я был уверен, что профессии уже не существует, но оказалось, что в Праге процветает ассоциация трубочистов, и мы быстро нашли харизматичного героя для фильма. Никогда не забуду съемки на покатой крыше одного из исторических домов Праги. Было страшно».
Рашид остался жить и работать в Праге. Он не только продюсировал фильмы. Однажды взялся писать небольшую статью об азербайджанских мультфильмах и, собрав материал, обнаружил, что его хватит на книгу. Почему бы и нет? Рашид обратился к нескольким кинокритикам, и все согласились участвовать в проекте. Так у книги «Азербайджанская анимация» оказалось 13 авторов из Азербайджана, Турции, Чехии, Словакии, Ирана и России. У каждого был собственный взгляд на предмет, иногда они противоречили друг другу, но тем шире стало представление, которое читатель получил об азербайджанской мультипликации. Деньги на издание Рашид собрал с помощью краудфандинга: проект поддержали 118 человек.
«Я уверен, что в Азербайджане у краудфандинга большое будущее. Люди могут объединяться по интересам, финансируя культурные или социальные проекты. Важна не сумма пожертвования, а само участие. Население Азербайджана – десять миллионов. Если даже часть из них поддержит начинание хоть одним манатом, представляете, какие возможности откроются! Так любой человек, независимо от его материального положения, сможет осуществить свой проект. Долгое время сложность заключалась в том, что в Азербайджане не было интернет-платформы для краудфандинга. Недавно она появилась – Toxum.org. Именно с его помощью я запустил третий фестиваль анимации Animafilm».
В Азербайджане всегда любили мультфильмы и всей семьей ходили в кино на новый «Пиксар» или «Дисней». Поэтому, когда в 2018 году Рашид организовал первый конкурс, на него пришло около 600 заявок из разных стран: это много даже для раскрученного проекта. Агамалиев тогда работал без команды, пришлось смотреть все 600 фильмов-участников самому. Сейчас фестиваль проходит уже на другом уровне, расширилась и его география, и количество номинаций: в этом году на четвертом Animafilm фильмы из 40 стран боролись за награды в 12 категориях.
В 2019-м Рашид вместе с женой Назрин Агамалиевой создал Animafilm School, где детей и взрослых обучают анимации талантливые режиссеры Эльчин Хами Ахундов, Франгиз Курбанова, Айдан Гасанова, Гасан Пастаджи, Франгиз Багирова а также россиянка Дарья Кащеева, прошлогодний номинант на «Оскар» за лучший анимационный короткометражный фильм («Дочь»).
Но и этого Рашиду показалось недостаточно. В том же 2019-м он написал открытое письмо Президенту Ильхаму Алиеву, под которым поставили подписи 300 человек. В нем предлагалось основать кафедры анимационного кино в азербайджанских вузах, выделять средства на производство мультфильмов. Всё, воплотилось в жизнь. С этого года в Азербайджанском университете культуры и искусств студентов обучают по специальности «художник анимации», а с 2022-го будут учить и на режиссеров мультфильмов.
***
График Рашида перенасыщен: кроме организации фестиваля, он ведет сразу несколько документальных и игровых проектов, параллельно снимает небольшие мультфильмы, рекламу и продвигает двухсерийную анимационную ленту для детей о гендерном равенстве «Где Сара?». Но даже при таком количестве работы он успевает заботиться о себе: рано просыпается после полноценного восьмичасового сна, занимается йогой, медитирует. Затем садится за компьютер и быстро, четко, ни на что не отвлекаясь делает то, что запланировал на день, – в FAMU хорошо учили тайм-менеджменту. Не то чтобы этот красивый молодой парень начисто лишен беспечности, просто он ответственно относится к своему здоровью, иначе не сможет продуктивно работать.
Несколько лет назад Рашид снова всерьез и надолго попал в больницу – на этот раз с сердцем. После первой операции вдруг зазвонил телефон, высветился незнакомый номер. Женщина, назвавшаяся Зулейхой Абдуллаевой из Турции, сообщила, что хочет сыграть для него по телефону на пианино. Рашид, еще не совсем отошедший от наркоза, удивился… и согласился. Несколько раз Зулейха звонила ему, пристраивала трубку рядом с инструментом и начинала импровизировать. Эти сентиментальные мелодии проникали Рашиду прямо в прооперированное сердце, и становилось легче. Выписавшись из клиники, он поехал в Баку. Оказалось, что тогда же там была Зулейха. Так состоялся их первый диалог.
Со временем Рашид во всех подробностях узнал об удивительном методе Зулейхи и о чудесах, которые творит с людьми музыкотерапия. И в какой-то момент внезапно решил снять о ней фильм. Ему показалось, что после этого он поймет наконец, почему заболел и как ему удалось исцелиться. Плавный и медитативный фильм «Диалоги с Зулейхой», снятый интернациональной командой, попал в программу специальных показов VIII Международного фестиваля документальных фильмов CinéDOC-Tbilisi в Тбилиси, а также получил диплом жюри XI Бакинского международного фестиваля короткометражных фильмов.
«Я называю «Диалоги с Зулейхой» своим режиссерским дебютом, хотя это не совсем верно. У меня была еще короткометражка «Баяты-Шираз», посвященная музыканту, который учил меня игре на таре. И был еще один фильм – портрет женщины, которая пережила тяжелый развод. Работа получилась настолько личной, что героиня попросила не выпускать ее на экраны, но была очень благодарна мне за то, что участие в фильме помогло ей справиться с депрессией. Для меня это самая большая награда. Больше «Оскара».
Я не скрываю, что моя мечта – сделать большое кино. Я поклонник режиссера Терренса Малика, который каждой своей работой доказывает, что кино нельзя уместить в рамки игрового или документального: его герои не играют, а живут в кадре. Я бы очень хотел сделать нечто подобное, снять фильм о своем детстве, о близких, о том, как я духовно перерождался, любил и боролся, – в общем, обо всем, что сделало мою жизнь такой, какая она есть. Увлекательной, удивительной, бесконечно прекрасной».
«Я УВЕРЕН, ЧТО В АЗЕРБАЙДЖАНЕ У КРАУДФАНДИНГА БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ. ЕСЛИ КАЖДЫЙ ПОДДЕРЖИТ ПРОЕКТ ХОТЬ ОДНИМ МАНАТОМ, ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРОЮТСЯ!»