Расим Алиев: главный по городу

С работами архитектора Расима Алиева знаком любой бакинец. Здание Международного аэропорта имени Гейдара Алиева, телебашня, несколько станций метро, гостевой дом «Улдуз» – это все он. Мы поговорили с Расимом муаллимом о прошлом и будущем Баку и о его взглядах на городское развитие.

Расим Алиев (16.07.1934 - 13.11.2021). Фото: Алексей Пивоваров

В 1960-е, еще молодым архитектором, Расим Алиев с друзьями фактически остановил снос памятников Ичери шехер, а впоследствии разработал детальный план сохранения и регенерации древнего центра Баку. На должности главного архитектора города он создал последний в XX веке генеральный план Баку, заложил множество микрорайонов, любимых горожанами парков, жилых массивов и поселков – и город он знает как никто. 

Генеральный план города Баку. 1986 г.

БАКУ: Как вам кажется, чем современные архитекторы отличаются от архитекторов вашего поколения?

РАСИМ АЛИЕВ: Я отношусь к поколению советских архитекторов. И конечно, мы были прежде всего исполнителями государственной идеологии, это нас отличало от западных коллег. Мы должны были решать насущные проблемы государства. А что это значило сразу после войны? Восстановление разрушенных городов, обеспечение населения жильем. Вы же знаете, во что были превращены советские города: Ленинград, Сталинград, Киев. Да и Москва подвергалась бомбардировкам. Даже до Баку долетали самолеты германских разведчиков. Два мессершмита на подлете к городу были подбиты, их потом выставили на одной из центральных площадей Баку.

Мы представляли целую школу великого государства. Она была основана на традициях градостроительства царской России и, между прочим, восприняла всю европейскую культуру градостроительства, что хорошо видно на примере Санкт-Петербурга и других городов, в том числе Баку. Эта архитектура прошла очень сложный путь: сначала конструктивизм, потом соцреализм, который на Западе почему-то называют сталинской архитектурой. Потом, во времена Хрущева, был период упрощенчества…

Архитеркторы Расим Алиев, Е. Кирьянов и Т. Шаринский (слева направо) во время обсуждения генерального плана.

БАКУ: …Борьбы с излишествами.

Р.А.: Совершенно верно. И на советских городах, в том числе Баку, это отразилось самым прямым образом. Сюжеты популярных фильмов на этом строились. Помните «Иронию судьбы…» про то, как житель Москвы оказался в Ленинграде и заблудился среди новых микрорайонов? Мы занимались прежде всего массовым строительством. Но, конечно, появлялись и отдельные яркие здания самых разных профилей: театры, спортивные сооружения... В Баку, например, были построены такие замечательные строения, как дворец «Гюлистан», Дворец имени Гейдара Алиева, где принимали даже американских астронавтов. Или Аэропорт имени Гейдара Алиева, который начали строить еще во времена СССР. Кстати, много интересных промышленных предприятий появилось: завод бакинских кондиционеров, завод бакинских холодильников, нефтеперерабатывающий комплекс. Вообще, в 1970-х в Баку и вообще в Азербайджане был замечательный этап развития.

Во время раскопок в Ичери шехер. 1960-е гг.
Ичери шехер, караван-сарай «Бухара», первую реставрацию которого проводила мастерская Расима Алиева

БАКУ: Что отличает Баку от других городов с точки зрения архитектуры?

Р.А.: У нашего города всегда было свое лицо. Начало этому положено еще в дореволюционные времена, когда первый нефтяной бум преобразил Баку. Но и советский период оставил свой заметный след. Не все помнят о том, что у нас работали самые выдающиеся мастера советской архитектуры: Щусев, братья Веснины, Бархин, Жолтовский! Не уступали им местные, азербайджанские архитекторы: Микаэль Усейнов, Садых Дадашев, Гасан Меджидов. Мы всегда старались отразить в стилистике национальное своеобразие. То есть разрабатывали стиль, опирающийся на местные традиции, но в современной транскрипции.

Средневековый Баку был построен внутри крепостных стен. Есть замечательное описание Баку в записках русского писателя и путешественника Писемского. Он увидел город с палубы фрегата «Адмирал» ранним утром, в лучах восходящего солнца. Вдруг перед ним на горизонте возникли силуэты башен и куполов крепостных стен, Девичья башня и ступенями поднимающиеся к Дворцу Ширваншахов жилые постройки. И всё это, освещенное солнцем в розовом рассвете, показалось ему сценой из восточного балета.

Конечно, Баку не мог всегда оставаться таким. Появился форштадт, потом планировочные схемы тогдашних выдающихся инженеров-градостроителей. Был такой немец, Николай Августович фон дер Нонне. Его первая схема сделана еще до революции. Первый научно разработанный генеральный план появился в 1925–1927 годах, его автором был профессор Семенов-Прозоровский. Следующий генплан был сделан в середине 1930-х годов профессором Львом Александровичем Ильиным с участием Александра Иваницкого – по сути, облик современного Баку был заложен ими. Наш генплан мы начали в 1965 году, и все новации и решения берут начало от идей Ильина и Иваницкого. А потом, уже при Гейдаре Алиевиче, в 1974 году мы разработали новый генеральный план с расчетом до 2005 года. Эти идеи сейчас реализует наш молодой Президент Ильхам Гейдарович Алиев: бульвар протяженностью до нагорного плато и президиума новой Академии наук и многое другое.

Сегодня, если честно, Баку неузнаваем! Мои коллеги из разных стран и даже бакинцы, давно покинувшие город и возвращающиеся в качестве туристов, прямо мне говорят: Баку преобразился! Достаточно прилететь в новый аэропорт, проехать по трассе через весь город, увидеть всю современную архитектуру… Один Центр Гейдара Алиева авторства Захи Хадид чего стоит!

Дом политического просвещения. Эскиз

БАКУ: Вы, кажется, познакомились с Хадид, когда ее еще никто не знал?

Р.А.: Впервые я с ней встретился в 1985 году. По-моему, тогда она была еще студенткой и приходила на выставку «Архитектура Баку», которую организовали по инициативе наших азербайджанских архитекторов в Лондоне, в Hay’s Galleria – это галерея в центре города.

Но знаете, ее центр вовсе не единственный достойный пример. Удачных решений в Баку сейчас много. Вся застройка проспекта Гейдара Алиева очень интересна, причем не только для специалистов. Здание SOCAR Tower, например, замечательное. И многое другое.

Бакинский музыкальный техникум им. Асафа Зейналлы. Проект
Резиденция для приема зарубежных глав государств и правительств – гостевой дом «Улдуз»

БАКУ: Здания Захи Хадид многие считают ярким наследием «архитектуры звезд», представления об архитектуре как о параде зданий-аттракционов: все должно быть ярким, высоким, заметным. У вас из окна рабочего кабинета видны знаменитые Flame Towers в виде языков пламени. Это единственный путь или есть другие?

Р.А.: Не единственный. Все гораздо сложнее. Градостроительство – целая наука, она не сводится к строительству отдельных уникальных сооружений. Градостроительство – прежде всего человек и среда его обитания. Даже в советские годы, когда шла массовая застройка по типовым проектам, она была основана на предположении, что человеку должно быть удобно находиться в этой среде: отдать ребенка в ближайший детский сад, дойти пешком до магазина.

Развитие городов, их застройка должны удовлетворять условиям нормального существования человека. Города созданы для людей. Это не театральный спектакль, не сцена. Там могут быть отдельные звездные сооружения, но во главу угла должна встать фигура человека.

И я не из тех градостроителей, которые ратуют за бесконечное расширение городов, за бесконтрольную урбанизацию. Нет ничего хорошего в сверхкрупных городах, человек не живет в них нормальной жизнью, это просто невозможно. Мехико, Нью-Йорк, Токио – все это гигантские агломерации, в которых возникает множество экологических проблем. В них же просто нечем дышать! Транспорт, воздух, снабжение питьевой водой – да там проблема на проблеме! Когда-то города были центрами развития и концентрации культуры, науки и техники, а сейчас неслучайно в Америке научные центры перебираются в Силиконовую долину. Похожая тенденция есть в Японии, и не только там.

А какие громадные агломерации рождаются в Индии или Китае! Бывает, едешь по городу 20–30 километров, а он всё не кончается. Иногда они растягиваются на сотни километров! Я это видел своими глазами. За свою 85-летнюю жизнь я много где успел побывать, видел, что творится на планете с крупнейшими градостроительными образованиями.

И я их противник. Человеку некомфортно в таких городах. Скажем, для Азербайджана подошел бы опыт Австрии, Дании, Швейцарии, Нидерландов, Швеции, Норвегии, где в городах не больше 1,7 миллиона жителей. Если же в городе больше пяти миллионов человек, проблемы начинаются не только с экологией. Они прежде всего начинаются у тех, кто управляет городом и его развитием, – чиновников, администраторов, градостроителей. Баку сейчас тоже становится довольно большой агломерацией. Все это непросто.

Центр офтальмологии им. Зарифы Алиевой. Эскиз

БАКУ: Все-таки хоть Баку становится мегаполисом, здесь это легче переживается. Когда рядом море, все как-то проще.

Р.А.: Да, море – это важный фактор. Но с ним связан и целый букет сложных вопросов: например, очищение Бакинской бухты, проблема сточных вод. Гейдар Алиев еще в конце 1970-х годов это понял и объявил программу строительства большой канализации Баку. Была создана группа специалистов, возведены крупные очистные сооружения. И сегодня руководители нашей страны понимают важность этого вопроса, выделяют огромные ресурсы на реконструкцию той или иной части бакинской канализационной сети. Это важное проявление внимания и заботы со стороны нашего руководства. Но проблема все же не решена до конца, это очень серьезный вопрос. Если 20-этажные здания, построенные во время нашего нового ренессанса бакинской архитектуры, подключить к ливневой канализации царских времен, проблем не избежать.

По сравнению с периодом моей работы достижения есть, и они разительные. Многое делается по части экологии. В частности, дочь нашего Президента Лейла Алиева делает огромное дело. Она будто унаследовала от своего деда и его старшего брата – моего покойного отца Гасана Алиевича – программу озеленения территории и развития лесопосадок на Абшероне и вдоль всех магистральных автобанов на запад, на север, на юг. Это всё ее заслуга. Все, что делает эта семья, невероятно благородно и именно то, что требуется.

Международный аэропорт имени Гейдара Алиева

БАКУ: В Москве тоже строительный бум. А вместе с ним продолжаются споры, какие из старых зданий можно сносить, а какие нужно сохранять. Архитектор всегда оказывается между двух огней: ему жалко старые здания, но нужно и самому где-то строить – а значит, одобрять снос. Как вы решали для себя этот вопрос? Вы ведь спасли Ичери шехер, где проблема реконструкции и сноса стояла особенно остро.

Р.А.: Да, но при этом я никогда не ратовал за то, чтобы цепляться за старое только потому, что оно старое. Боже упаси! Это вообще не позиция. Жизнь идет, развивается, рождаются новые поколения. И если дом развалюха, его, безусловно, надо убирать и строить что-то новое на его месте. Сохранять надо не отдельные здания, а среду обитания. Потому что это и есть основа бытия. Можно натыкать везде высоток, но это путь в никуда. Это бессмысленная гонка. Ну возвели мы 20 этажей, 40, 100, а дальше куда? Куда мы денемся?

Сохранение – очень непростое дело. Не говоря уж про планы развития. Далеко не всем городам удается с этим справиться. Возьмите Стамбул. Я был в Стамбуле в 1959 году, это был город в лесу, с минаретами и куполами. А сейчас мне не хочется туда ехать, потому что они превратили город непонятно во что! Все поперечные улицы, выходящие на проспекты, заперли пробками, застроили – что это за градостроительство? Разве это хороший пример? Подумаешь, несколько стекляшек поставили.

Темой моей научной работы была реконструкция центральной части исторических городов на примере Баку. Мы разработали совершенно уникальную методику реконструкции, ни у кого на планете такой не было. Очень продуманная, детальная, целый коллектив над ней работал. Когда мы ее в середине 1970-х показали австрийскому профессору Веберу, он просто за голову схватился и потом опубликовал статью, признав, что мы сделали что-то совершенно уникальное и небывалое. К сожалению, не могу сказать, что это кому-то пригодилось.

Международный музейный центр современного искусства «Гобустан». Проект

БАКУ: Но все-таки Ичери шехер вам спасти удалось.

Р.А.: Да. Но повторюсь, это не значит, что надо спасать и реставрировать всё подряд. Я вообще по характеру не консерватор, а новатор. Всегда найдется и аварийный фонд, и ничего не стоящее барахольное строительство. И его надо очищать, но не превышая плотности застройки.

Нет, осмысленный путь один – развитие малых населенных пунктов и городов. Азербайджану хорошо бы идти по пути Австрии, опыт которой я хорошо знаю, или Швейцарии. По численности населения мы похожи. Одним из путей было бы создание в абшеронской агломерации двух сателлитов Баку. Один на юге, в районе Алят – кажется, наш уважаемый Президент эту идею уже принял. А второй на севере, не доезжая Хачмаза, с емкостью около 400 тысяч жителей. Оба будут где-то в 100 километрах от Баку. Это удобно: уже есть все дороги и железнодорожные ветки, там оптимально их размещать. И это разуплотнит бакинскую агломерацию, которая пока что естественным образом поглощает все примыкающие к городу поселки и города-спутники. Территория вокруг Баку расползается как бы сама: много новых вилл, богатых домов, люди вообще живут небедно. Но местами без планировочной структуры, без элементарных улиц. С этим придется что-то делать. Для спокойного существования нам жизненно необходимы новые города, спланированные с учетом современного градостроительного мышления. Кстати, московской агломерации нужен такой же путь.


Международный музейный центр современного искусства «Гобустан». Проект

БАКУ: Архитектор – профессия очень зависимая: он зависит от заказчиков, чиновников, власти. Сложно вам было с таким твердым характером оставаться честным архитектором?

Р.А.: Я прошел школу своих учителей. Это были люди кристальные, честнейшие и порядочнейшие. Мы даже подумать не могли, что кто-то нам принесет не то что взятку, просто подарок за решение того или иного вопроса. Не дай бог! Такого быть не могло. Кроме того, они были мужественными политиками. Умели говорить правду, доводить до сведения, так сказать, великого князя. И к ним прислушивались. Ну и я просто не могу говорить только про то, как все хорошо и красиво. Я умел говорить правду кому угодно, вплоть до Гейдара Алиевича и Леонида Ильича Брежнева.

Знаете, я вспоминаю одну карикатуру из американского профессионального журнала Architectural Forum. В конце 1950-х ее нарисовал великий архитектор Мис ван дер Роэ, один из основоположников школы Баухаус. Это маленький автопортрет: архитектор с рейсшиной фехтует с Рокфеллером, который давит его мешком с долларами. Такая вот картина. Америка, капитализм, великий архитектор и его заказчик.

БАКУ: Это всегда и везде так?

Р.А.: Ну а что вы хотели услышать? Да.

На торжественном мероприятии 16 июля 2019 года в честь 85-летия заслуженного архитектора, лауреата Государственной премии, академика Расима Алиева министр культуры Азербайджана Абульфас Гараев вручил ему почетный диплом Президента Азербайджана за продолжительную плодотворную деятельность в развитии архитектуры в стране. 

Фото: Алексей Пивоваров
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»