Концерт памяти Муслима Магомаева прошел в Кремле

В Государственном Кремлевском дворце с аншлагом прошел концерт «Нет песни без тебя», посвященный 75-летию со дня рождения Муслима Магомаева.

Выход оркестра, настройка инструментов – и аккорды, знакомые миллионам людей, родившихся в СССР: музыка, что в свое время была выбрана для заставки «Первого канала». Это «Торжественная песня», сочинение Муслима Магомаева, мелодия, в которой соединяются жизнерадостность и пафос. Тот пафос, в котором нет ничего утомляющего, который так же естественен и возвышен, как галстук-бабочка на певце. Эта музыка неслучайно была выбрана для начала концерта – она задала тон: только хорошие манеры артистов, только хорошие голоса, только первоклассные мелодии. Голоса были обеспечены арт-проектом «Тенора XXI века», качество музыкального исполнения – оркестром «Русская филармония» под руководством Дмитрия Юровского, а собственно мелодии – героем вечера, который девять лет назад покинул этот мир, но продолжает оставаться одним из любимейших певцов страны.

Конечно, организаторы концерта прежде всего рассчитывали на тех зрителей, что имели счастье слушать Магомаева «живьем» и были его верными поклонниками. Старшее поколение, не смущаясь, подпевало знаменитым песням артиста, звучавшим в исполнении московских теноров и Василисы Бержанской – эффектной меццо, сознательно воспроизводившей ту задушевную интонацию, которой славились дивы советских времен. «Московские окна» и Bella ciao, «Свадьба» и «Чертово колесо» возвращали зрителей в то счастливое время, когда они были молоды и Магомаев звучал из радиоприемника. Но вот что важно: и совсем молоденькие пары, не успевшие застать артиста на сцене, замирали и слушали внимательно, чутко и благодарно (восторженные крики в финале принадлежали молодежи, более сдержанное старшее поколение, аплодируя, качало головами, но улыбалось).

Впервые программа «Нет песни без тебя», придуманная руководителем арт-проекта «Тенора XXI века» Дмитрием Сибирцевым, была показана в 2007 году в Костроме, затем концерты прошли в нескольких российских городах, а в последнее время ежегодно появляется в Москве, в Доме музыки. Состав теноров меняется: поскольку они постоянно работают в значимых театрах (Большом, МАМТ, «Новой опере», «Геликоне»), а карьера их развивается, в какой-то момент артистов, все больше занятых в Европе, заменяют новые восходящие звезды. На концерте в честь Муслима Магомаева самое сильное впечатление произвели Александр Захаров и Георгий Фараджев; последнему особенно удалась Parla Piu Piano из итальянского репертуара легендарного певца – что, впрочем, неудивительно: недаром Георгий в прошлом году стал бронзовым призером строгого итальянского конкурса в Монтаньяне.

Оркестр был бодр, певцы воодушевлены, публика аплодировала (иногда смахивая слезы), в первом ряду партера сидела Тамара Синявская (вначале ведущий вечера Петр Тодорицкий коленопреклоненно преподнес ей букет), а на заднике периодически появлялись фотографии Муслима Магомаева. С концертов – то торжественные, то мечтательные, и вне сцены – то усталые, то веселые. Он смотрел, как публика слушает его музыку, и принимал музыкальные приношения. Человек, спевший в жизни более 600 разных песен, каждая из которых становилась произведением искусства. Заработавший себе право на бессмертие и на этот пятитысячный влюбленный зал.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»