Орхан Гусейнов: конструктор иллюзий

Азербайджанский художник Орхан Гусейнов объединяет в себе множество ипостасей: живописец, режиссер, ремесленник, дизайнер... Виртуозно, как мало кто в его поколении, он умеет сталкивать смыслы и играть со стереотипами восприятия.

Фото: Алексей Пивоваров

Год назад, в преддверии мундиаля по футболу, Орхан Гусейнов снял изящную короткометражку Ball in the Game («Мяч в игре»): разные люди – офисные работники, охранники, пчеловоды, водители, спортсмены, художники, старики и дети – получают откуда-то из-за кадра точный пас в ноги и демонстрируют футбольные трюки, передавая мяч следующему игроку. Одним остроумным приемом художник объединил множество людей из разных уголков страны, принадлежащих к различным социальным группам, но объединенных общей страстью.

В каком-то смысле Гусейнов и сам способен сыграть на поле за целую команду, пасуя сам себе, вбрасывая и принимая мяч. Порой не верится, что столь разные работы способен произвести на свет один человек. Единственное, в чем художник неизменно верен себе, – это ироничный взгляд на происходящее, в том числе на самого себя.

Театральный роман

Орхан – выходец из артистической семьи, сын народного художника Азербайджана Арифа Гусейнова, чьи работы населены красочными персонажами азербайджанской мифологии. Гусейнов-старший, увлеченный исследователь и хранитель фольклорной традиции, знаток техники миниатюры, не хотел, чтобы сын повторял его путь. Ариф муаллим рассказывает, что впервые увидел в сыне художника во время поездки во Владикавказ: тот собрал вокруг себя толпу зевак, наблюдавших за тем, как он рисует мечеть.

Впрочем, Гусейнов-младший никогда не козырял родственными связями. «С детства я находился в художественной среде, – рассказывает он, – бывал в мастерских и на выставках. Не думаю, что меня это к чему-то обязывало: многие из тех, с кем я рос и учился, были из таких же связанных с искусством семей, и это воспринималось как нечто обыденное».

Кадр из короткометражного фильма Ball in the Game («Мяч в игре»). Фото: Архив Орхана Гусейнова
Кадр из короткометражного фильма Ball in the Game («Мяч в игре»). Фото: Архив Орхана Гусейнова

Для тех, кто знает Орхана как концептуального художника, создающего в контексте актуального искусства броские, жесткие, часто политизированные визуальные высказывания, может оказаться сюрпризом другая его ипостась. Выпускник Художественного училища имени Азимзаде, в годы учебы он изучал керамическое искусство и прикладную традицию. «Я учился на факультете стекла и керамики в 1990-е. Тогда в институте было много проблем с материалами и печами, точнее, ни того ни другого попросту не было. Так что керамическому делу мы учились, по сути, только на бумаге. Но в целом декоративные факультеты в то время были либеральнее по сравнению со станковыми, и это имело значение». Тонкий миниатюрист, умеющий в одном пространстве совместить несколько сюжетов, Гусейнов-младший ловко меняет свой художественный имидж в зависимости от контекста.

Пять лет назад посетители московского Музея Востока имели редкую возможность видеть выставку обоих Гусейновых «Азербайджанская сказка». Гусейнов-младший режиссер во всем, что делает. В своих живописных и графических работах он придумывает собственный зажигательный и ироничный миф о старом Баку. Его полотна похожи на театр: населяя их колоритными персонажами (танцорами, вояками, курортниками и торговцами) и волшебными существами (красными конями и факирами), он придерживается жесткой архитектоники – перед зрителем будто театральные макеты со сложно смонтированными декорациями, внутри которых обитают маленькие человечки.

Cегодня Орхан обращается к азербайджанским сказкам и фольклорным образам, создавая авторские принты для дизайнерского бренда Chelebi, креативным директором которого он является. Фатима и Гасан – персонажи, придуманные Гусейновым-младшим, – хранят и символизируют национальную традицию. «Для меня этот опыт производства дизайнерских объектов оказался очень полезен в работе над арт-проектами, – говорит Орхан. – Так что, работая в Chelebi, все равно остаешься внутри художественного процесса».

Проект «Дорогой любимый». Фото: Архив Орхана Гусейнова
Проект «Дорогой любимый». Фото: Архив Орхана Гусейнова
Проект «Дорогой любимый». Фото: Архив Орхана Гусейнова

Война и мир

«Идея заняться современным искусством пришла мне в конце 1990-х, я тогда работал с традиционной графикой, – рассказывает Орхан. – В то время у нас было мало информации об актуальном мировом арт-процессе. Хотелось делать что-то новое, но я совершенно не представлял, что и как. Для начала записался в библиотеку Британского совета, брал книги и каталоги современного британского искусства. Это сильно повлияло на меня на начальном этапе».

Если вы зайдете на сайт художника, то полотен там не обнаружите: живопись – галерейным стенам, а медийное пространство Орхан использует, чтобы представлять себя в ином контексте. Интернет для него тоже театральные подмостки, просто иного рода.

Одна из знаменитых его работ десятилетней давности – «Война 30 февраля». При помощи звуков и видеоэффектов Орхан имитирует документальные кадры военных действий в городской среде. У зрителя возникает полноценное ощущение милитаристской атаки. В действительности все кадры были сняты в мирное время в промышленной части Баку. Фейковая война создана посредством монтажа кадров строительных работ и звуков, издаваемых «мирными» машинами. Таким образом, война рождается из образов по сути своей созидательных. Создавая иллюзию военных действий, Орхан иронично и наглядно демонстрирует зрителям, что в современном мире медиа способны имитировать и подделывать любые факты. Тоже своеобразный «театр художника» – правда, иного рода.

Красный конь. Фото: Архив Орхана Гусейнова

«Я не думаю, что мои работы политически окрашены, – говорит Гусейнов. – Просто мое поколение взрослело в эпоху разрушения государств, этнических конфликтов, экономических кризисов, смены идеологий. Весь этот «театр военных действий» разыгрывался непосредственно на наших глазах, когда мы были подростками; вся эта политическая краска лилась на нас, неумолимо оставляя следы».

Тема войны и ее инфантильного восприятия современным человеком (ведь желание потреблять милитаристские образы воспитывается с детства) была иронично обыграна художником в инсталляции Occupied (2006): пространство галерейного туалета оккупировано игрушечной военной техникой и ощетинившимися пластиковыми солдатиками, создавшими ощутимое неудобство для посетителей. «Я специально не задумывался об ироничности художественного жеста, – объясняет Орхан. – Думаю, это опять же связано с индустрией юмора, с которой мне удалось соприкоснуться в подростковый период. Я люблю смотреть выступления стендап-комиков разных стран на языке оригинала. Когда знаешь несколько языков, это очень интересно. С переводом большая часть смысла теряется. В наше время реальные новости звучат как готовый материал для комика, даже придумывать ничего не нужно».

Летний клуб. Фото: Архив Орхана Гусейнова

Сад расходящихся тропок

При всей ироничности и цепкости взгляда Орхан Гусейнов – художник нежный и отчасти ностальгирующий. Наблюдая за разрушением традиционного мироустройства и сменой идеологических парадигм, он не всегда остается беспристрастным. Камерная звуковая инсталляция «Мадонна» (2015) демонстрирует легендарный гэдээровский сервиз – символ семейного благополучия и достатка для многих советских поколений, – мирное существование которого разрушается агрессивными звуками молотка и бьющегося стекла.

Два года назад в галерее YARAT Орхан выставил масштабный проект «Дорогой любимый» – в каком-то смысле итоговую для себя инсталляцию, смонтированную из трех экранов, на которых, сменяя, отрицая и дополняя друг друга, демонстрировались образы современной массовой культуры. Художник наглядно разложил и проанализировал механизм распространения недостоверной информации. Но его целью было не обличение, а констатация новой парадигмы: в наши дни понятия Истины и Лжи неактуальны, им на смену пришли альтернативные категории Допустимости и Вероятности.

«В современном мире медиа способны имитировать и подделывать любые факты»

Инсталляция Occupied. Фото: Архив Орхана Гусейнова
Инсталляция Occupied. Фото: Архив Орхана Гусейнова

Западным знатокам искусства Орхан Гусейнов известен как автор дизайнерски ярких и лаконичных скульптур из плексигласа и оргстекла, месседж которых сводится к эффектному жесту. В этих работах художник часто играет с традицией, обращаясь к визуальным образам, смысл которых понятен лишь избранным (к примеру, портрет поэта Сабира с кровью на губах, манипуляции с четками или образ «известной пестрой собаки»), но визуальное впечатление от этого не становится меньше.

«С традиционной графики и живописи я начал, но сейчас практически не пользуюсь ими, – поясняет Орхан многообразие используемых им техник. – Правда, мои работы с оргстеклом тоже можно назвать в каком-то смысле графикой. С видео я работаю довольно давно. А инсталляции позволяют объединить несколько разных видов искусства для создания более полного эффекта. Я думаю, художника больше определяет метод его мышления, нежели выбор материала или техники».

Фото: Алексей Пивоваров
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»