Ottolinger: игры с огнем

Замысловатые вещи марки Ottolinger с дырами, завязками и потеками оплавленной резины вызывают восторг у одних и резкое неприятие у других. Первых, пожалуй, больше: среди поклонников швейцарско-немецкой марки тысячи модников по всему миру, от рейверов в европейских клубах до Бейонсе и Беллы Хадид.

Косима Гадиент и Криста Бёш.

Швейцарки Криста Бёш и Косима Гадиент подружились, будучи студентками Базельской школы дизайна. Окончив обучение в 2015 году, они немедленно решили запустить собственный бренд – почему бы нет? Возможно, затея безумная, зато увлекательная и веселая. Последовав примеру многих своих знакомых, девушки решили обосноваться в Берлине: «В этом городе странная и интересная смесь людей разных национальностей и характеров. Здесь найдется место для каждого».

В немецкой столице они сняли небольшую студию, на двери которой висела табличка с фамилией соседей – Оттолингер. Поначалу Бёш и Гадиент использовали ее как ориентир для курьеров, и незаметно название Ottolinger так прижилось, что органично перекочевало в название марки.

Начинали методом проб и ошибок: опыта в управлении компанией и организации производства ни у Кристы, ни у Косимы не было. С другой стороны, именно отсутствие заученных правил помогло действовать интуитивно, нешаблонно, просто по велению души и здравому смыслу. «Работа дизайнера для меня всегда была больше связана с мечтой, чем с реальностью, – говорит Криста. – Я выросла на ферме в горах, в нашей деревне живет всего 400 человек, и никто из них не связан с искусством и модой. Моей сильной чертой было воображение: мне нравилось создавать миры, и мода стала мостом, соединившим фантазию с реальностью».

Девушки работали наугад, пробовали создавать то, чего им самим не хватало в моде: драпировали и резали, разрывали и сшивали заново, даже жгли одежду. Однажды пришлось вдвоем прямо на заднем дворе прожигать дыры на всем тираже коллекции, потому что ни одна фабрика не хотела связываться с таким странным заказчиком.

И смелость очень быстро начала приносить плоды. В 2016 году Ottolinger выиграла престижную американскую награду VFiles для молодых дизайнеров. После этого с девушками связался Канье Уэст и предложил участвовать в создании коллекции Yeezy Season 4. Затем дуэт попал в шорт-лист престижной премии LVMH и выиграл Swiss Design Prize. Взрывной успех объяснялся не только удачными экспериментами с тканями, но и идейной подоплекой, заложенной Бёш и Гадиент. «Мы считаем, что очень важно любить себя, – отвечают они на вопрос о миссии бренда. – Нам хочется помочь людям ощутить уверенность в себе, дать возможность почувствовать себя сильными, защищенными и красивыми. Вот к чему стремится Ottolinger».

У марки нет прямого феминистского посыла, но без мыслей о женщине нового времени тоже не обошлось: «Мы хотели бы стать эдакой веселой и классной старшей сестрой, которая всегда защитит тебя – и, если надо, одолжит свою одежду».

Бэкстейдж показа коллекции осень–зима 2019.

Перевод со швейцарского

Ottolinger – одежда женская, но едва ли женственная. Ее создательницы не обходят тему гендера, однако признают, что для них она остается дискуссионной: «С одной стороны, нужно ли сегодня вообще понятие гендера в моде? Есть ли смысл выбирать между женщинами и мужчинами или это уже не современно – ведь вариантов намного больше? С другой стороны, в соцсетях по-прежнему продолжают продвигать стереотипный стандарт красивого женского тела. Очень интересно одновременно наблюдать эти два тренда. Думаем, что в нашей жизни и в нашей одежде гораздо важнее личность и характер». Действительно, в коллекциях Ottolinger есть как подчеркивающие фигуру платья с вырезами, пусть деконструированные, но безусловно сексуальные, так и сложные конструкции с ремнями и завязками, полностью скрывающие тело.

Коллекции 2023 весна–лето

Эстетика марки отсылает к золотой эре панка, но в неменьшей степени основательницы вдохновляются тем, что смотрят, читают и слушают прямо сейчас, – например, научно-фантастическими рассказами Кена Лю. А еще, несмотря на бунтарский имидж бренда, для его создательниц очень важна довольно консервативная культура их родной Швейцарии: «Мы очарованы традиционной швейцарской одеждой, деталями, ремесленными техниками, и нам кажется очень интересным перевести это на наш собственный язык».

До создания Ottolinger Криста и Косима никогда не работали в команде, но теперь о сольных проектах даже не думают. Именно творческий тандем придает им сил и создает основу для развития: «В каком-то смысле совместная работа – это личностный рост, ты позволяешь другому человеку критиковать свою работу и не обижаешься, вы уважаете друг друга, принимаете и растете вместе», – говорит Бёш. Гадиент добавляет: «Работа в дуэте расширяет кругозор: каждая из нас может оценить работу партнерши со стороны».

Впрочем, дизайнеры не ограничиваются компанией друг друга и часто сотрудничают с друзьями в рамках разных творческих проектов. Например, Криста и Косима работали с мультидисциплинарным художником Лукасом Хофманном в его перформансе Dry Me a River: «Мы создаем одежду для активной жизни и движения, и нам показалось вполне естественным, что она стала частью театрального действа». С этим утверждением согласилась бы и Бейонсе, которая носила вещи Ottolinger во время своего мирового турне On the Run II.

Предчувствие перемен

Творческий процесс в дуэте всегда начинается с деконструкции. Впрочем, Криста и Косима предпочитают слово «реконструкция», чтобы избежать ассоциаций с Мартином Маржелой: их одежда совсем другая по духу. «Поиск формы интуитивен: есть тонкая грань между деконструкцией и неподвижностью в равновесии. Только интуиция может подсказать, где проходит эта грань». Началом новой коллекции часто служит разговор о том, чего не хватает в шкафу самим создательницам марки. «Затем мы начинаем драпировать, изучаем материалы, разрабатываем принты. Когда готовы прототипы, мы обязательно примеряем их, чтобы ощутить на себе, и продолжаем совершенствовать до тех пор, пока не будем уверены, что нам в них хорошо».

Бэкстейдж показа коллекции осень– зима 2019.

«Материалы имеют для нас решающее значение, – утверждают дизайнеры. – Это душа одежды, которая касается нашего тела». Бёш и Гадиент любят фактурные ткани, такие как бархат и мягкий хлопковый трикотаж, и дополняют постапокалиптического вида сумки неожиданно уютными меховыми ручками. При этом Ottolinger не ограничивается натуральными материалами: марка смело экспериментирует с силиконом, латексом и эластичной сеткой с градиентными цветовыми переливами.

Устойчивое развитие для Ottolinger не пустой звук, и не потому что так принято у прогрессивных дизайнеров. Выросшие в Швейцарии Криста и Косима с детства привыкли задумываться о сортировке отходов, экологичной упаковке и вторичном использовании всего что можно, и они стараются транслировать эти базовые ценности через бренд. В коллекциях марки использованы переработанные и органические ткани, а логистика предусматривает минимизацию углеродного следа. При этом дизайнеры честно признают, что на первом месте для них стоит творческая концепция, а не стремление стать экобрендом в полном смысле слова: для небольшой марки это в любом случае не очень-то реально.

Коллекция осень–зима 2020.

Коллекции Ottolinger – своеобразные истории без истории. Бёш и Гадиент не вкладывают в свой дизайн однозначного социального или иного посыла, но он все равно получается говорящим, вызывает сильный и неоднозначный эмоциональный отклик. «Мы не пытаемся показывать антиутопию, как считают некоторые, – говорит Косима. – Но мы обеспокоены будущим: нам в нем жить и работать, так что оставаться в стороне невозможно». «Интуиция и мода всегда идут рука об руку с текущей ситуацией, – добавляет Криста. – Невозможно закрывать глаза на политический климат, особенно сейчас. Думаю, что всем стоит больше интересоваться политической ситуацией. Наша одежда отчасти об этом».

Коллекции весна 2023.

Постапокалипсис, который показывают Бёш и Гадиент, не пророчество, но рефлексия. «Каким-то образом индустрия моды стала гораздо большим явлением, нежели раньше. Сегодня нет ничего стабильного, всё может измениться в любой момент. Такое ощущение, что всё возможно и одновременно невозможно», – говорят дизайнеры. Эти ощущения близки многим вне зависимости от географии и конкретных жизненных обстоятельств. Неуверенность и надежда, возможно, и есть формула текущего момента. И бренд Ottolinger ее идеально ухватил.

separator-icon
Косима Гадиент и Криста Бёш на показе коллекции весна–лето 2023.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»