Полад Бюльбюльоглу: народный артист

Полад Бюльбюльоглу, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации, один из лучших теноров нашей эпохи, композитор и актер, собирался праздновать свой день рождения только в родном Баку. Но Президент Ильхам Алиев посоветовал ему провести концерт и в Москве – и этим сделал подарок всем российским почитателям таланта музыканта.

Фото: Morgan Norman

Чрезвычайных и полномочных послов всегда слушают со вниманием и уважением – ведь их голосами говорят их страны. Но этого посла – еще и с обожанием, ностальгией, с тем трепетом, который публика испытывает перед большими артистами. А посол танцует твист (в свои 70 лет!), спускается в зрительный зал и получает за вечер такое количество цветов, что увезти их домой можно лишь на грузовике.

Для концерта в Москве Полад Бюльбюльоглу выбрал Зал имени Чайковского, в котором можно без помех расслышать каждую ноту, сыгранную оркестром. Для музыканта это было принципиально – ведь он доверил сыграть свои сочинения Симфоническому оркестру кинематографии, коллективу требовательных профессионалов, ведомому дирижером Сергеем Скрипкой. Ступени амфитеатров в Зале Чайковского расположены так, что в этом немаленьком пространстве (1900 мест) ни один зритель не чувствует себя бедным родственником, загнанным за колонну. Для Полада Бюльбюльоглу, давно не выступавшего в качестве певца, это дружеское ощущение «никто не лишний», «я рад видеть всех» было чрезвычайно важно.

Фото: Анна Темерина
Фото: Анна Темерина
Фото: Анна Темерина

Концерт в бакинском Дворце имени Гейдара Алиева объединил коллег-артистов и коллег-дипломатов, сиял торжественными речами и собирал подарки; героя вечера поздравляли с высокими государственными наградами – Ильхам Алиев только что вручил юбиляру орден «Шараф», а Президент России Владимир Путин подписал указ о его награждении орденом Почета (ранее Полад Бюльбюльоглу был удостоен высшей награды Азербайджана ордена «Истиглал», ордена Дружбы Российской Федерации, Государственной премии мира и прогресса Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, премии ТЮРКСАВ «Служение тюркскому миру», почетного звания «Ом Эмерит» Республики Молдова и др.). Это представление, прошедшее в день рождения героя, 4 февраля, стало счастливой декларацией возможности совмещать творчество и важнейшую государственную службу.

Концерт же в Москве, состоявшийся незадолго до того, задумывался не как торжество (хотя партер был заполнен знаменитыми гостями), но как встреча с давними друзьями. Теми, что помнят старые песни именинника и – кто тихо и стеснительно, а кто в полный голос – подпевают в зале. И нежным «Фиалкам», и героической песне из фильма «Не бойся, я с тобой!» («Так жили мы, борясь, и смерти не боясь» – пел практически весь зал). И конечно, знаменитой «Позвони» («Быть может, ты забыла мой номер телефона, быть может, ты смеешься над верностью моей, Но я не понимаю, зачем ты так сердита, Ну перестань смеяться и позвони скорей!») – именно здесь Полад Бюльбюльоглу продемонстрировал отличный твист, а в верхнем амфитеатре ему попытались вторить танцем девчонки-подростки, явно приведенные на концерт почтенными дамами, что в юности не пропускали ни одного концерта бакинского тенора.

Полад Бюльбюльоглу рассказывал публике, как в 1965 году в московском Доме радиовещания и звукозаписи зашла речь о национальной музыке, и он – студент Консерватории, ученик Кара Караева – сел за рояль и сыграл несколько песен. Редактор тут же предложил их записать, студент решил посоветоваться с мамой и получил решительный ответ: «Не сходи с ума, не позорь имя отца!» (песни – это же несерьезно, почтенна только симфоническая музыка). Но радиодеятелям все же удалось уговорить Полада – и началась его песенная карьера. «Нельзя предугадать, какая песня станет шлягером, какая нет, – говорит музыкант. – Иногда песня, совершенно не рассчитанная на популярность, становится всеми любимой, а та, что кажется стопроцентным шлягером, не идет, и все». На концерте кажется, что неуспешных песен у этого человека вовсе не было. «Я эту песню пропою и пожилым, и молодым; Я эту песню пропою всем, кто влюблен и кто любим», – звучит со сцены, и опять весь зал мечтательно улыбается и подпевает.

Среди русскоязычных шлягеров, что распевал весь Советский Союз, вдруг возникают узорчатые мелодии с отчетливым оттенком древней памяти, с отсылкой к истории. Песни, соединявшие людей, пробуждавшие интерес к азербайджанской народной музыке. «Их пел мой отец Бюльбюль, – говорит Полад Бюльбюльоглу. – Это азербайджанские народные песни, в том числе очень старинные, которым уже несколько веков. Я сделал обработки для симфонического оркестра – не аранжировки, а новое прочтение».

«Я эту песню пропою и пожилым, и молодым; Я эту песню пропою всем, кто влюблен и кто любим»

Полад Бюльбюль оглу

От песен путь идет к большим жанрам. Оркестр кинематографии играет три фрагмента из разных частей балета Полада Бюльбюльоглу «Любовь и смерть»: вот резвится переодетая в мужской наряд красавица Байджан, двое влюбленных сливаются воедино, а затем торжествует народный танец. Эта музыка мудра, она рассказывает истории и выпукло рисует характеры, самой своей структурой помогая балетным людям, – нечастое достоинство в сочинениях, написанных для театра в XXI веке. При этом «Любовь и смерть» был написан просто потому, что у Полада Бюльбюльоглу появилась душевная потребность рассказать эту историю в музыке. Сейчас в честь юбилея произведение заново поставлено в Азербайджанском театре оперы и балета (первую постановку сделал в 2005 году Вакиль Усманов, затем в 2008-м балет выпустила в Екатеринбурге Надежда Малыгина – и нынешняя бакинская премьера тоже доверена ей).

«Сама идея балета возникла, когда мы готовили юбилей эпоса азербайджанского народа «Китаби Деде Горгуд», – говорит Полад Бюльбюльоглу. – Празднование проводилось под непосредственным руководством Гейдара Алиевича Алиева, и это был такой всемирный праздник – в Баку приехали делегации из многих стран мира. Я тогда работал министром культуры, и мы издали энциклопедию «Горгуд». Конечно, работала творческая группа, академики, ученые, но Министерство культуры отвечало за все – за компоновку, корректуру, печать. И вот, читая этот эпос, я проникся идеей написать произведение на вечные для человечества темы, которые поднимаются в этом замечательном эпосе: темы любви и ненависти, правды и лжи, несправедливости и справедливости. Я не хотел брать конкретные эпизоды, мне хотелось обобщить, взять именно общечеловеческие чувства. Вначале была просто идея, я даже раздумывал, написать оперу или балет. Но потом все-таки склонился к балету».

Московской публике были подарены симфонические сцены; бакинцы же смогли увидеть спектакль целиком, снова пережить эту горькую и возвышенно-поэтическую историю. Двое молодых людей влюблены в одну и ту же девушку; отвергнутый становится предателем и приводит на родную землю врагов. И нежные сцены, и ад предательского нападения превратились в сложно выстроенную музыку, изощренность конструкции которой нисколько не мешает атаке темперамента, цельному и яркому впечатлению. На бакинской премьере 3 февраля за пульт встал народный артист Азербайджана Джаваншир Джафаров – и после премьеры Полад Бюльбюльоглу лично преподнес ему букет, поблагодарив таким образом за чуткость к музыке и понимание мысли автора. Вся четверка главных героев танцует, как дышит: и влюбленные (Камилла Гусейнова и Гюльагаси Мирзоев), и сходящий с ума от злобы и ревности предатель (роль досталась Макару Ферштандту), и хищная Смерть (Нигяр Ибрагимова). Финальная овация стала и их заслуженной наградой.

Полад Бюльбюльоглу продолжает сочинять музыку. Счастливой премьерой юбилейных концертов стала песня, написанная для фильма «Не бойся, я с тобой! 1919», в котором любимые уже несколькими поколениями зрителей герои вернулись на киноэкран. Но государственная работа требует от человека все его время и массу душевных сил. «Ни для кого не секрет, что Москва является одной из политических кухонь мира, – говорит Полад Бюльбюльоглу. – Здесь огромное количество посольств, международных организаций, различных мероприятий. Связи между Азербайджаном и Россией сегодня огромны во всех областях жизни, и можно себе представить, какой объем работы у посольства и непосредственно у посла. Поэтому, конечно, на творчество катастрофически не хватает времени. Я бы даже сказал, не столько времени, сколько состояния души. Вы сами видите, что творится в мире, – все это не может не волновать нормального человека, не говоря уж о дипломате, который каждодневно этим занимается». Но, вникая во все, от иногда случающихся мелких недоразумений между Россией и Азербайджаном до войны на Украине и проблемы Нагорного Карабаха, с честью исполняя обязанности дипломата, Полад Бюльбюльоглу остается творческим человеком, в душе которого продолжает звучать музыка. Иногда – вот как сейчас, в юбилейные дни – он дает нам возможность ее услышать.

Как там в «Не бойся, я с тобой!»? «В небесной вышине и в горной тишине, В морской волне и в яростном огне». Именно.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»