Пространство и образы Аиды Махмудовой

Аида Махмудова очень устала, хотя по ее ясным карим глазам и безупречно ухоженному виду этого не скажешь. Мы встречаемся выпить чаю в холодный солнечный осенний день в Лондоне. Она прилетела из Баку всего два дня назад, после того как курировала там свою первую крупную выставку современного искусства, и впервые за несколько последних безумных месяцев остановилась, чтобы перевести дух.

«Я добралась сюда и просто упала, – говорит Аида, устало смеясь. – Каждый день с раннего утра до позднего вечера я работала на выставке, домой попадала в два часа ночи. К счастью, я была не одна: мне помогала целая группа художников, все выкладывались по полной. Было очень много позитивной творческой энергии, которая меня заряжала».

Выставка проходила под патронажем Yarat – организации, которую Махмудова основала в начале 2010 года для поддержки современного азербайджанского искусства. Местом проведения, по сути, стала строительная площадка в жилом районе Баку. «Я знала, что нужно что-то вроде недостроенного здания, но мне долго не удавалось найти подходящее помещение, – объясняет Аида. – Когда увидела это место, поняла: вот оно. Мне кажется, это должна была быть больница, но по непонятной причине строительство заморозили. В доме много небольших комнат и длинных коридоров – немного похоже на лабиринт. Фасад закончили, но внутри все было «сырое» – голые стены и полы. Не было ни электричества, ни туалетов; мне пришлось все это доделать».

По-модельному хрупкая красавица с блестящими каштановыми волосами по пояс, 29-летняя Махмудова не похожа на девушку, которая способна своими руками приводить в порядок полуразрушенное здание. Но ее страсть к делу очевидна. «Я сама художник и всегда хотела что-то сделать для художников моей страны, – говорит она. – Мечтала как-то поддержать молодые таланты, потому что на данный момент ничего подобного Yarat нет».

Открытие выставки, которая называется Foreword («Предисловие»), одновременно стало запуском проекта Yarat (что по-азербайджански значит «творить»). У выставки не было конкретной темы, скорее цель: представить лучших молодых азербайджанских художников широкой публике. Как говорит Махмудова, у современного искусства в стране пока небольшая аудитория. «У меня на родине все по-другому, чем в Англии. У людей другие взгляды и ценности, и иногда им трудно принять вещи, визуально не очень понятные. Чтобы люди приняли новое, требуется время. Мне нужно… как бы сказать… – Аида делает паузу и ищет верное слово, – представить это искусство и сделать так, чтобы люди почувствовали себя с ним комфортно».

На Foreword были представлены разные жанры – от фотографии до инсталляции. Это работы как совсем юных художников, в числе которых Фидан Сейидова и Рамал Казимов, лауреат премии «Берлин–Баку», так и более известных – например, Рашада Бабаева и Нияза Наджафова, чьи работы уже находятся в Музее современного искусства в Баку.

Экспонаты не сопровождались никаким пояснительным текстом – были обозначены только название работы и имя художника. «Мне показалось, что так интереснее, – говорит Махмудова. – Сначала смотреть на работы, реагировать на них и размышлять, а уже потом читать о них. Однако многие жаловались: «Мы не понимаем, о чем это, нам нужно знать!»

«Я для них». Аида Махмудова

«Я хотела показать, что при правильном подходе вполне возможно собрать вместе разных художников, – продолжает Аида своим низким голосом, потягивая зеленый чай. – Важно показать молодым талантливым художникам, что у их работ есть возможность быть увиденными. Многие из них ждали появления такой организации, как Yarat. На выставке было представлено много разных идей, которые я хочу продвигать и дальше».

Благодаря планировке здания каждый из двадцати семи участников выставки (в том числе сама Махмудова) получил по комнате, в которой мог делать что угодно. «Я создала три больших дома из расписанных мною холстов, – говорит Аида. – Концепция возникла из идеи идентичности личности. Один из домов назывался «Я для них»: мне интересно, как люди воспринимают меня и как в конечном счете их восприятие влияет на мое собственное видение себя. В этой интерактивной инсталляции люди могли войти в дом и написать все, что обо мне думают, хорошее или плохое. Я очень хотела сама написать о себе что-то неприятное, чтобы побудить других говорить правдиво. Но подумала, что так будет нечестно. Удивительно, но написали в основном позитивные вещи. Хотя кто-то оставил запись «Я хочу умереть», другие что-то рисовали... К концу выставки дом стал очень ярким и красивым, эти надписи помогли нам понять реакцию посетителей».

Абстрактный художник Рашад Бабаев, который обычно работает с красками и акрилом, создал для Foreword особенно запоминающуюся инсталляцию. Он облил стены «своей» комнаты маслом, а в центре воздвиг конусообразную структуру, покрытую синькой, которой в советские времена отбеливали белье. Многие зрители интерпретировали этот объект как вулкан. «То, что он сделал, удивительно, – говорит Махмудова. – Как будто одна из картин вдруг ожила. Масло выливалось из верхней части конуса, люди входили и наступали в него, их синие следы расходились по всей комнате и остальному пространству галереи. Подобное произошло и с ковром Фаига Ахмеда: мне очень понравилась идея трансформации ковра из двухмерного в трехмерный. Комната Ситары Ибрагимовой тоже выделялась из других. С помощью света и запаха в ней была создана совершенно особенная атмосфера, влияющая на визуальное восприятие работ. Всем участникам удалось передать зрителю частицу своего внутреннего мира».

Похоже, Махмудова способна целый день рассуждать об искусстве, идеях и вдохновении. Иногда она замолкает на середине предложения и немного застенчиво спрашивает: «Я слишком много говорю?» Ее скромность и ум очаровательны. Она считает, что самое большое влияние на ее собственное творчество оказала природа – повседневные моменты, например ветер или то, как падает свет. Среди значимых для нее художников Аида называет Луиз Буржуа, Аннет Мессаже, Фрэнсиса Бэкона и Алтая Садыхзаде.

«Сколько себя помню, я всегда была художницей, – говорит она, и на ее лице появляется ослепительная улыбка. – Я использую разные техники, но в основном пишу масляными красками. Люблю масло. В последнее время увлеклась фотографией, но это больше хобби. Меня интересует 3D – инсталляция, скульптура: я экспериментирую с ними, но все еще учусь».

Большую часть времени Махмудова проводит в Баку с мужем и дочкой, но старается как можно чаще бывать в Лондоне. Она жила здесь несколько лет, изучая изобразительное искусство в колледже Central Saint Martins, который окончила в 2003 году. Теперь, когда она вновь в британской столице как минимум на несколько недель, каковы ее планы? «Хочу походить на лекции по искусству, – говорит Аида. – Мне нравится просто сидеть и слушать. А еще собираюсь показать годовалой дочке Лондонский зоопарк».

Что касается будущего проекта Yarat, у Махмудовой на него грандиозные планы. «В 2012 году я провожу четыре выставки в Азербайджане. Ближайшая состоится в феврале, это будет совместный проект бакинских художников и историков, – уточняет она. – Хотелось бы организовывать выставки и за границей, особенно в Европе, в частности в Лондоне. А еще я мечтаю заниматься образовательными программами – организовывать семинары, лекции, мастер-классы, открытые для всех. Хочу знакомить людей с современным искусством. Это такая интересная тема, в ней так много всего!»

separator-icon
«Они для меня». Аида Махмудова
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»