Эльдар Алиев, в прошлом премьер Мариинского театра, а ныне главный балетмейстер его приморской сцены, ставил «Тысячу и одну ночь» Фикрета Амирова для разных трупп мира. Для Владивостока Алиев создал совершенно новую версию любимого балета.
БАКУ: Публика в восторге, профессионалы хвалят... А вам самому нравится балет, который у вас получился?
ЭЛЬДАР АЛИЕВ: Я очень сомневающийся человек. Так было всегда: в школе, затем в театре. И я думаю, что эта черта способствовала моему развитию как человека, артиста и профессионала. Я очень стараюсь не влюбляться в свои постановки – только тогда видны шероховатости спектакля, над которыми нужно продолжать работать. Во владивостокской «Тысяче и одной ночи» есть что усовершенствовать – например, мы с художником Петром Окуневым будем пересматривать ткани, которые применялись при изготовлении некоторых костюмов, переделывать конструкции дорог – это такие устройства, по которым движутся декорации во время открытых перемен (т. е. на глазах у зрителей. – БАКУ). Будем продолжать работу над проекционным освещением, то есть над всем тем, что не срабатывало на сто из ста во время первых спектаклей. Все должно быть безупречно, а не просто хорошо.
БАКУ: В чем была главная сложность в работе над «Тысячью и одной ночью»?
ЭЛЬДАР АЛИЕВ: Музыка Фикрета Амирова настолько насыщена колоритом, многообразием красок Востока, что, когда ее слушаешь, перед глазами невольно встают хореографические образы, которые под эту музыку начинают оживать. Сложность для хореографа состоит в том, чтобы при создании хореографического текста не опускаться ниже художественной планки, заданной композитором, – это задача непростая. В спектакле 13 ярчайших персонажей, и каждый из них четко охарактеризован композитором. Музыка в целом – одно из важнейших событий этого балета. И я безмерно благодарен всем, кто помог приезду во Владивосток главного дирижера Азербайджанского театра оперы и балета Эйюба Гулиева, который осуществил музыкальное руководство спектаклем. Он внес особое дыхание, неповторимый колорит в звучание оркестра. Не могу не отметить еще одного нашего гостя – тариста Рамина Азимова, который также прилетел из Баку для участия в премьере. Для тара Фикретом Амировым написана сложнейшая партия, которую Рамин с блеском исполнил на всех премьерных спектаклях. А представители азербайджанской диаспоры преподнесли в дар театру фольклорный ударный инструмент нагару, который добавляет еще одну важную краску в спектакль.
БАКУ: Довольны ли вы артистами? По какому принципу выбирали исполнителей главных ролей?
ЭЛЬДАР АЛИЕВ: Для меня были важны внешний облик, эмоциональная выразительность, музыкальность, работоспособность, техническая оснащенность. Главных ролей в спектакле три: Шехерезада, Нурида и Шахрияр. На премьере эти роли исполнили Анна Самострелова, Лилия Бережнова и Сергей Уманец соответственно. Анна – ведущая солистка нашего театра, ей одинаково подвластны Китри и Жизель, Одетта и Одиллия. Эта балерина яркая, самобытная, музыкальная. Может быть, поэтому она начинала готовить сразу две партии: и Нуриды, и Шехерезады. Но в процессе репетиций Шехерезада взяла верх над Нуридой. Лилия Бережнова – вторая солистка театра, и для меня стало приятной неожиданностью, что она выбилась в первый состав исполнителей благодаря своему полному погружению в подготовку этой партии, безустанной работе с максимальной физической и эмоциональной отдачей на каждой репетиции. Думаю, что исполнение роли Нуриды стало ее большой творческой победой. А Сергей Уманец – ведущий солист нашей труппы, очень опытный танцовщик. По своей природе и внешним данным он артист лирико-романтического плана, но очень интересно проявляет себя и в героических ролях. У меня не было сомнений, что партия Шахрияра у него получится очень интересной. Так и вышло.
БАКУ: Рассказывали ли вы что-нибудь артистам об этом балете, о музыке Фикрета Амирова до начала репетиций?
ЭЛЬДАР АЛИЕВ: Нет. По ходу постановки я каждому артисту должен был физически показать весь танцевальный материал, хореографический текст. Именно в процессе изучения того или иного фрагмента я старался максимально точно объяснить исполнителям происходящее, связать текст с глубиной и великолепием музыки гениального Фикрета Амирова. Это никого не оставляло равнодушным, артисты работали с таким интересом и такой отдачей, что результаты говорят сами за себя.
БАКУ: Вы не раз ставили этот балет в других странах. Где и когда была первая премьера?
ЭЛЬДАР АЛИЕВ: В 1994 году в США, в Балете Индианаполиса, которым я руководил. Я тогда уже подумывал о завершении карьеры танцовщика, потому что совмещать работу исполнителя и руководителя было очень сложно. Премьера имела успех, и видный американский критик Роберт Гресковик даже назвал в Wall Street Journal мою «Тысячу и одну ночь» лучшим балетным спектаклем года. Потом было еще несколько постановок; в нынешнем году на 27 марта тоже была назначена премьера в Софийской опере, с которой у меня давняя дружба. Но в середине марта закрылись все европейские театры, и премьеру перенесли на конец года. Так что следующая «Тысяча и одна ночь», очевидно, появится в Софии.
БАКУ: А как вы попали в США? И вообще в балет?
ЭЛЬДАР АЛИЕВ: В Бакинское хореографическое училище я поступил случайно. Мои родители не имели никакого отношения к искусству: папа работал таксистом и обеспечивал семью, а мама воспитывала меня с братом. В хореографическое училище хотела поступить дочь нашей соседки, и я пошел с ее мамой за компанию, мы сидели в коридоре и ждали конца приемного экзамена, чтобы потом пойти на бульвар и поесть мороженого. Но одна из проходящих мимо педагогов обратила на меня внимание и повела в приемную комиссию. И меня взяли, правда, условно, так как физические данные были на тройку с минусом. Через девять лет я окончил училище с отличием, и меня сразу приняли в Азербайджанский театр оперы и балета, где я прослужил чуть более двух лет. Затем стал лауреатом Всесоюзного балетного конкурса в Ленинграде (серебряная медаль), и меня позвали на работу в Мариинский (в то время Кировский) театр. Но руководство бакинского театра не хотело меня отпускать, и в итоге я оказался на службе в армии в приграничной с Турцией дивизии города Ахалкалаки Грузинской ССР. Так что в Мариинский я попал только через два года, в 1979-м. Я до сих пор благодарен главному балетмейстеру Мариинского театра Олегу Виноградову, что тот поверил в меня и круто изменил мою жизнь. Карьера в Мариинском у меня сложилась удачно, но в 1991-м на гастролях в Сеуле я получил серьезную травму позвоночника. С лечением мне очень помогли Владимир Васильев и Екатерина Максимова: у Екатерины Сергеевны был знакомый врач, способствовавший ее восстановлению после аналогичной травмы, и они меня с ним познакомили. Лечение было длительным, но, к счастью, успешным, и уже на последнем этапе восстановления Васильев предложил мне участвовать в четырехмесячном гастрольном турне по США, Канаде и Мексике. Гастроли проходили под маркой «Суперзвезды советского балета», а в состав входили две пары из Мариинки, две пары из Большого и Владимир Васильев с Екатериной Максимовой. Отказаться было невозможно! Когда я учился в бакинском училище, все мальчики мечтали быть похожими на Васильева, а тут мне предоставляется шанс работать вместе с ним на одной сцене! И вот после этих четырехмесячных гастролей и 90 спектаклей мне предложили контракт в США в Балете Индианаполиса, который я принял. Я пришел туда как премьер, через год стал помощником художественного руководителя труппы, а еще через год – художественным руководителем. Так получилось, что в итоге я прожил в США большую часть своей жизни, более 25 лет. У меня в Америке дом, мой сын продолжает там жить.
БАКУ: А как вы оказались во Владивостоке?
ЭЛЬДАР АЛИЕВ: Впервые я приехал во Владивосток на постановку своего «Щелкунчика» в 2014 году, когда театр еще не стал Приморской сценой Мариинского театра, а был Приморским театром оперы и балета, основанным в 2013 году. Репертуара у его балетной труппы практически не было. После успеха «Щелкунчика» в 2015 году мне предложили поставить на этой сцене еще пять моих спектаклей – это стало возможным благодаря работе моих ассистентов, потому что мне приходилось делить свое время между Токио, Сеулом, Пекином и Цюрихом. Надо сказать, на тот момент должность руководителя балетной труппы, которую мне предложили в театре, меня нисколько не интересовала – меня вполне устраивала работа приглашенным хореографом и педагогом в разных театрах мира, участие в жюри международных балетных конкурсов в Нью-Йорке, Сеуле, Пекине, Праге, Варне. Но когда было принято решение об открытии во Владивостоке Приморской сцены Мариинского театра, я не смог устоять перед предложением директора–художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева возглавить балетную труппу. И с 2016 года мы с супругой большую часть времени стали проводить именно во Владивостоке. Сегодня в балетной труппе Приморской сцены 90 артистов, что позволяет осуществлять масштабные постановки, такие как «Тысяча и одна ночь».
БАКУ: Насколько вы независимы в выборе репертуара? Многое ли определяет Валерий Гергиев?
ЭЛЬДАР АЛИЕВ: Конечно, все планы Приморской сцены мы согласовываем с Валерием Гергиевым, без его одобрения не осуществляется ни один проект. На мой взгляд, так и должно быть. Валерий Абисалович не принимает быстрых решений, поэтому от даты, когда мною была предложена постановка «Тысячи и одной ночи», до даты выпуска премьеры прошло примерно два года. Но он сразу же сказал, что заинтересован во включении в репертуар работ выдающихся закавказских композиторов. Затем мы с главным художником театра Петром Окуневым разработали эскизы, провели презентацию проекта – и маэстро принял решение о начале репетиционного процесса, мы определили и согласовали дату выпуска спектакля. Позднее сроки пришлось скорректировать по причине пандемии, но премьера все-таки была подготовлена – именно ею открылся V Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский».
БАКУ: Какие следующие премьеры у вас запланированы?
ЭЛЬДАР АЛИЕВ: Следующей премьерой будет балет «Баядерка», а в конце сезона планируем выпустить «Раймонду». Это при условии, что жизнь в новых реалиях не будет вносить значительных корректив в работу театров.