Скульптор Омар Эльдаров: без малого век

Есть на свете профессии, которые оставляют след в вечности. Одна из них – скульптор-монументалист. Омар Эльдаров, недавно отметивший 90-летний юбилей, всю жизнь живет и работает в Баку, и ежедневный труд его – в мраморе, бронзе, дереве – определил эстетический образ любимого города. 

Фото: Владимир Васильчиков

Как-то один понимающий лекарь китайского происхождения пообещал Омару Гасановичу, что проживет он долго: было скульптору тогда около 70, и уверенность в том, что у него в запасе есть еще время, согрела ему сердце. «Я и сам еще не до конца разобрался, каково это – дожить до 90 лет, – признается он. – Знаете почему? Это как мотор, который работает на износ. Сперва медленно, особенно когда пошел в первый класс, – кажется, что это целая жизнь. А между 70 и 90 время пролетает совсем быстро».

Время пролетает, но созданные образы застыли в камне на века. Баку Омара Эльдарова – это сад скульптур. Памятник Натаван – самая первая монументальная работа молодого скульптора, с нее в 1960 году начался его путь и признание. Памятники Физули, Саттару Бахлулзаде, Гусейну Джавиду, Мамед Амину Расулзаде, барельефы, мемориальные доски и высеченные в камне портреты великих азербайджанцев (и не только). Когда их автор идет по городу, он мысленно здоровается с каждым из своих героев, жизнь и стремления которых ему пришлось пропустить через себя. Красота человека всегда была для него важным, но не главным определяющим фактором в работе. А что главное? Омар Гасанович говорит, что доброта: он всегда старался подчеркнуть в образе доброту, именно в ней настоящее величие человека.

Фото: Адыль Юсифов
Саттар Бахлулзаде. Дерево. 1968. Фото: Адыль Юсифов
Четыре цвета времени. Дерево, бронза. Фото: Адыль Юсифов

Профессии он учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры у больших советских мастеров. В равной степени он считает своими учителями и античных скульпторов: «Понимаете, искусство не двигается, как наука, эволюционно. Мы никогда не сможем добиться античных высот, у нас другой уклад жизни. Мы уже не вернемся к той гармонии и спокойствию, какие были в головах у древних греков».

…21 декабря прошлого года было беспокойным днем. Омара Эльдарова вызвали к президенту. «Я приехал в приемную, сижу, жду. Ходят какие-то люди, вижу – несут довольно большую коробку. Ну, думаю, может, посол какой-то приехал или еще кто-то важный. И тут говорят: Омар Гасанович, проходите. Зашел, президент меня принял, сказал много хороших слов, пресса была. В коробке оказался орден. И дальше день покатился». Полным ходом шла подготовка к большой персональной выставке в Центре Гейдара Алиева – предложение устроить юбилейную экспозицию на самой престижной площадке страны почему-то взволновало увенчанного лаврами скульптора: «Это, с одной стороны, было страшно приятно, а с другой – изменило все планы. Во-первых, совсем другие масштабы, во-вторых, эта площадка для меня – высочайший уровень. И я серьезно задумался. Такая ответственность: пойдет что-нибудь не так – все будут говорить, мол, 90 лет, а ничего толком не сделал».

Фото: Владимир Васильчиков

Организовать масштабную выставку скульптора-монументалиста – дело практически неподъемное, в буквальном смысле слова. Большинство работ раз и навсегда установлено в определенном месте – их можно только сфотографировать, и даже это непросто, ведь произведения Омара Эльдарова разбросаны по всему миру, от Душанбе до Вены, от Чебоксар до Канады. Из готовых станковых работ на выставку Омар Гасанович отобрал только те, что выполнены в дереве (дерево – гораздо более сложный для скульптора материал, нежели мрамор: для работы с мрамором нужно около десятка стамесок, а для дерева – сотни инструментов). Бронзовые работы отдал мастеру на отливку заново, а потом каждую лично обработал, переиначив, – например, четыре женские фигуры, символизирующие четыре времени в жизни человека, он превратил в аллегорию времен года и существенно изменил композицию.

Вообще, возможность исправить «то, что вырублено топором» редко выпадает художнику монументального жанра. А Омар Гасанович, как и любой настоящий художник, часто остается недоволен своей работой – особенно теми произведениями, что теперь украшают городские площади и скверы. Говорит, это потому, что всех факторов, которые ждут скульптуру за пределами мастерской, не предугадаешь, приходится действовать интуитивно, а потому освещение и пространство его чаще огорчают, нежели радуют. Искусством безошибочной гармонии владели только древние греки. Добиться подобного совершенства не удавалось позднее никому, даже самому Микеланджело, на которого, кстати, в разговоре Омар Эльдаров ссылается не однажды. Ведь время в реальности скульптора не линейно, и уважаемый коллега Микеланджело находится не так далеко. А о пропорциях Давида скульптору говорить, безусловно, интереснее, чем о многом другом.

«Он всегда старался подчеркнуть в образе доброту, именно в ней настоящее величие человека»

Сестры. Бронза. 1973 / Счастье. Бронза. 1956. Фото: Адыль Юсифов
Ниязи. Дерево. 1984. Фото: Адыль Юсифов
Эскиз к фрагменту памятника Садриддину Айни. Гранит6 бронза. 1978. Фото: Адыль Юсифов

И все же наш разговор неизбежно сворачивает к современности. Мы интересуемся у Омара Гасановича, что он думает о нынешнем состоянии скульптуры как искусства.

«Есть несколько факторов, мешающих ее развитию. Во-первых, появление механизмов, способных создавать скульптуры в значительной степени без участия человека. Всего несколько кнопок надо ткнуть. Как, знаете, кино когда-то переманило массы из театра. Театр существует, конечно, но уже не так популярен. По той же причине, кстати, балет и опера не пользуются массовым спросом – потому что они условны по своей природе, люди в жизни не поют и не танцуют. Оно уже само по себе абстрактно. А в искусстве это стало не нужно. Ну то есть как бы Леонардо ни хотел точно повторить за природой – а он очень хотел, – все равно он вносил свое восприятие, свою натуру. А сейчас этого становится все меньше и меньше. Я вижу это по своим ученикам – они очень талантливые, невероятно талантливые, но совершенно не востребованы».

Ректором Азербайджанской академии художеств Омар Гасанович работает с первого дня ее создания, уже 17 лет. Когда-то самолично выбирал для нее место – вдали от города, поближе к природе, без шума и суеты. Художникам, уверен он, просто необходимо проводить время на природе, рисовать живую натуру. Он признается, что несколько раз думал о том, чтобы уйти с поста ректора, но каждый раз понимал, что ему есть еще что дать своим студентам, – чтобы сохранить академическую школу, которую, на его взгляд, должен пройти каждый художник, даже если в будущем своим направлением он выберет концептуальный минимализм или перформансы.

Кроме того, он уверен, что, будучи «действующим» скульптором, понимает своих учеников лучше, чем понимал бы человек вне творчества.

Напоследок Омар Гасанович по секрету рассказывает, кто же теперь захватил его мастерскую. «Недавно мэр Стамбула пригласил меня сделать памятник Мехмеду II, основателю Османской империи. Правда, тот мэр подал в отставку, и я до сих пор не знаю, будет ли продолжена работа, но я работаю, уже закончил модель – всегда стараюсь опережать события. Так вот, Мехмед II стал султаном, представьте, в 19 лет – совсем пацан! Для нас ведь 19 лет – это возраст, когда мужчина разве что соску не сосет, а тут – уже султан, повелитель империи, в которую позднее превратилась Турция, покорив Балканы, Крым, Магриб. Его решающим поступком было взятие Константинополя. Мехмед знал, что город окружает стена толщиной четыре метра. А с моря – всего два метра, стамбульские строители решили, что этого достаточно. И вот Мехмед заказал пушки, пробил огромную брешь и через Золотой Рог вторгся в город. Когда я узнал эту историю, то вместо пьедестала посадил его на волну. Он скачет, несется на этой волне».

Мастер умолкает и улыбается, представляя себе своего нового героя.

«Время в реальности скульптора не линейно, и уважаемый коллега Микеланджело находится не так далеко»

Фото: Владимир Васильчиков
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»