Тогрул Нариманбеков: шесть оттенков красного

Истории создания картин Тогрула Нариманбекова, рассказанные его дочерью Асмар

Тогрул Нариманбеков – личность размером с целую вселенную: художник, певец, сценограф, театрал. Наполовину француз, на четверть шушинец, жизнелюб и человек-праздник, он был большим ребенком, который умел удивляться и радоваться обычным, казалось бы, вещам. Он никогда не скрывал своих чувств – а они били у него через край – и считал символичным то, что в его фамилии есть корень «нар» - то есть, «гранат» - плод, олицетворяющий страсть и жизненную силу. Нариманбеков тонко чувствовал цвет, знал его силу и умело ей управлял. Вот почему его картины передают сильные эмоции, чаще всего положительные, вот почему они наполняют зрителя энергией – как солнечный свет или свежий воздух.

У каждой из его работ, которые сегодня украшают Азербайджанский музей искусств, Третьяковскую галерею, Музей искусств народов Востока в Москве, есть история – оптимистичная, драматичная, трогательная – но всегда неординарная, под стать самой картине и ее автору. Дочь художника, Асмар Нариманбекова – сама живописец, заслуженный художник Азербайджана, педагог, доцент Азербайджанской художественной Академии, рассказывает о шести из них.

Тогрул Нариманбеков. 2009. Фото: Георгий Пинхасов

«Мугам» (1966)

Эта картина – большая, эффектная, будто наполненная ритмичной музыкой – занимала ключевое место на Всесоюзной художественной выставке 1967 года. Родители всегда брали меня с собой в путешествия и на открытие своих выставок, так что я тогда была вместе с ними.

На открытие приехал высокий гость – министр культуры Франции Андре Мальро, который как раз находился по делам в Москве. Это тоже был совершенно неординарный человек: герой французского Сопротивления, идеолог Пятой республики, знаменитый писатель, обладатель Гонкуровской премии и обширной коллекции наград разных стран за выдающиеся заслуги. Мальро сразу обратил внимание на «Мугам» и стал расспрашивать организаторов об авторе картины, а потом попросил устроить ему неофициальный визит в Азербайджан на пару дней, чтобы познакомиться с Тогрулом Нариманбековым.

В 1969-м он оказался у папы в студии, много и интересно говорил, а потом оставил в книге отзывов большую запись. Там были слова о том, что творчество Нариманбекова – это мост между Востоком и Западом. Папе эта фраза ужасно понравилась, он потом часто использовал ее в своих каталогах. Мальро он подарил одну из своих картин.

Не так давно, в 2017 году, «Мугам» выставлялся на Лазурном Берегу, в одном из музеев Канн. На выставке было много гостей, Фонд Гейдара Алиева подготовил великолепный каталог, а в нарядном зале демонстрировались видеозаписи о папиной деятельности, в том числе о визите к нему в студию Андре Мальро.

Фото: Азербайджанский Национальный Музей Искусств

«В садах Геокчая» (1965)

В середине 1960-х годов многие азербайджанские художники выезжали на этюды в деревни и отдаленные районы. Папа делал это, как мне кажется, чаще всех. Количество сельских свадеб, на которых он побывал, не поддается счету. Ему постоянно был необходим фольклорный материал, яркие детали и краски для картин, ведь все его творчество основано на наблюдениях. На нашей даче у моря в Бузовна, которую мы снимали каждое лето, папа не расставался с этюдником, так же как и его друзья, художники Джавад Мирджавадов и Расим Бабаев, отдыхавшие по соседству.

Однажды, попав в Геокчай, отец обнаружил там сады крупных красных гранатов. Они были потрясающими, просто воплощенный символ плодородия. Папа был ошеломлен и восхищен их сочностью, цветом и тем, какую красоту может создать природа. Картину он писал за один сеанс, алла прима – это быстрая техника масляной живописи, при которой не надо ждать высыхания краски, прежде чем наносить новый слой. Папа и меня приучил работать именно таким способом, потому что надо спешить выразить свои эмоции именно тогда, когда они тебя настигают. Если не дать им вовремя выплеснуться, они выдохнутся, станут блеклыми и неинтересными. Так же поступали французские импрессионисты.

«В садах Геокчая» – очень удачная работа. Знаменитый советский искусствовед, художественный критик Александр Каменский, высоко ценивший творчество моего отца, отмечал ее чаще других картин. Она вошла в золотой фонд азербайджанской культуры и сегодня находится в Азербайджанском музее художественных искусств, ее репродукции постоянно появляются в различных изданиях. А гранаты после «Садов Геокчая» стали для папы своеобразным фирменным знаком, почти талисманом. Чуть ли не на половине его картин можно увидеть эти плоды.

«В садах Геокчая» (1965)

«Портрет Чингиза Айтматова» (1992)

В конце 1980-х годов в папиной мастерской появился Чингиз Айтматов. Его мастерская вообще практически никогда не пустовала. Она была довольно большой – одно время мы даже жили в ней, пока папе не дали квартиру, – и то и дело в ней находились гости: папа был очень радушным человеком, не любил есть один, поэтому приглашал друзей в ресторан, а потом вел в мастерскую продолжать приятное общение. Тут возвращалась мама, усталая после работы, видела гостей и оживала. Всем было у нас настолько хорошо, что многие из тех, кто приходил вечером, засиживались до утра.

Кто только у нас не перебывал: Марис Лиепа, Людмила Гурченко, актер Александр Демьяненко, писатель и книжный график Виктор Голявкин (он ведь родом из Баку, папин друг детства)… К тому же папина мастерская была чуть ли не обязательным пунктом культурной программы для всевозможных делегаций, которые приезжали в Азербайджан. Например, помню, как однажды прибыли с визитом культурный и военный атташе Индии. Даже Рокфеллер у нас однажды гостил.

И вот Чингиз Айтматов, прилетевший в Баку на юбилей поэта Бахтияра Вахабзаде, прямо из аэропорта приехал к нам вместе с именинником и рассказал интересную историю.

Оказывается, прежде чем поехать в Азербайджан, он некоторое время провел с женой в Вене. Как-то в ресторане к ним подошла познакомиться литературовед Гени Гарбер, большая поклонница творчества Айтматова. Она рассказала, что хотя и живет в Вене, родилась она в Баку. Чингиз Торекулович воскликнул, что мир тесен: он как раз собирается в Баку, где встретится с художником Тогрулом Нариманбековым. На этот раз воскликнула Гени Гарбер: какое совпадение, ведь она училась в одном классе с женой Тогрула и была ее близкой подругой! Эта женщина передала с Айтматовым пламенный привет и небольшие сувениры нашей семье. Сам писатель тоже привез чудесные подарки: маме – альбом скульптора Талоса Кедла, а мне – редкое издание Пикассо необычной треугольной формы.

Тот вечер в мастерской был особенно хорош. Папа пел, я ему аккомпанировала. Я ведь окончила музыкальную школу имени Бюль-Бюля при консерватории, и папа был счастлив, что у него есть личный пианист.

Больше всего Чингиза Торекуловича удивила одна из стен в папиной мастерской: она была сплошь исписана телефонными номерами, и на ней висел старинный телефонный аппарат, между прочим, в прекрасном рабочем состоянии. «Почему ты не сделаешь ремонт и не закрасишь эти надписи?» – спросил он отца. Тот ответил, что стена в некотором смысле мемориальная: многие из прекрасных людей, которым принадлежали номера, уже ушли из жизни. Как такое закрасить?

Через несколько лет, когда Чингиз Торекулович работал послом Киргизии в странах Бенилюкса, а папа жил в Париже, они встретились снова: Айтматов пригласил отца в Брюссель с выставкой. Тот остался еще и поработать. Тогда и был создан этот портрет, на котором знаменитый писатель изображен со своим младшим сыном Эльдаром.

Фото: Фонд Гейдара Алиева

«Портрет Ростроповича» (1995)

Примерно в 1979 году в Бакинской филармонии проходили концерты одного из самых знаменитых уроженцев нашего города Мстислава Ростроповича. Папа ходил на них делать зарисовки, а поскольку он был немного знаком с Мстиславом Леопольдовичем, как-то раз заглянул к нему за кулисы показать рисунки. Увидев их, музыкант заявил: «У меня есть портреты, сделанные моим другом Марком Шагалом, но я хотел бы, чтобы и ты написал меня». Так у папы с Ростроповичем завязались теплые отношения. Вскоре после этого отец поехал в Москву, где делал зарисовки с репетиций Мстислава Леопольдовича, и написал его портрет.

А затем оба оказались в Париже, причем на одной авеню Жоржа Манделя: папа жил в 26-м доме, Ростроповичи – в 36-м. Периодически они встречались для работы: папе тогда заказали еще несколько портретов виолончелиста. Иногда Ростропович закатывал дружеские вечеринки, где было много музыки. А надо сказать, мой папа имел великолепный драматический тенор и в свое время профессионально занимался вокалом. Еще в начале 1950-х, когда он учился в Государственном художественном институте Литовской ССР, он ходил на курсы профессора вильнюсской консерватории, вместе с ним брал уроки Виргилиус Норейка, ставший впоследствии знаменитым оперным певцом и педагогом. А в начале 2000-х, когда он много времени стал проводить во Франции, ездил в Болонью заниматься вокалом со знаменитым преподавателем Карло Бергонци, который в свое время учил Паваротти и других оперных звезд. Эти уроки обходились в целое состояние, но папа не жалел на них ни денег, ни времени, потому что музыка была для него рабочим инструментом, как кисти и холст. Он постоянно включал ее за работой и часто пел сам.

Мстислав Леопольдович знал о папином увлечении и, когда приглашал его в гости, просил исполнить что-нибудь из итальянского репертуара. Это были прекрасные вечера, о которых папа потом рассказывал с восторгом: Ростропович был очень веселым и витальным человеком, обожал хорошие шутки, анекдоты. А как он любил азербайджанский хаш!

Именно в те дни папа и сделал его портрет – такой же живой и непосредственный, как и его герой. А тот своей рукой подписал картину: «Мстислав Ростропович в Баку, родном городе».

Фото: Фонд Гейдара Алиева

«Бакинский автопортрет» (1979)

В 1979 году папе вдруг стало не хватать обычного зеркала. Он захотел поставить в нашей квартире трюмо и стал активно его искать. Не в магазинах, конечно, там не было, а по знакомым и соседям. Никто из них трюмо не продавал, и папа громко сокрушался.

Мама быстро догадалась: «У тебя идея какой-то картины связана с трюмо?» – спросила она. Отец ответил, что да: он хотел сделать автопортрет в виде отражения в трех зеркалах. И вскоре нашел-таки не очень большое зеркало с двумя боковыми створками.

Через две недели работа была готова, и папа показал ее маме. Это был устоявшийся ритуал: она была первой, кого отец звал в мастерскую со словами: «Взгляни, пожалуйста, а то картину уже в Москву отсылать пора». Мама была его главным критиком, человеком, к которому он испытывал безграничное доверие. Если ей казалось, что в работе что-то не так, он без споров менял композицию и только после этого предъявлял картину коллегам или выставочному комитету.

Для мамы он был точно такой же «предвыставочной комиссией». Ее звали Эльмира Гусейнова, она с отличием окончила Ленинградскую академию художеств имени Репина, была талантливым скульптором, автором многих памятников в Баку и за границей. Мама подолгу работала, и единственным человеком, который мог в это время входить к ней в мастерскую, был муж. На одном из своих рисунков он изобразил маму во время творчества: она, молодая, сосредоточенная, протянула вперед сильные руки, что-то создает. Между родителями была удивительно трогательная творческая дружба.

Вердикт «комиссии» в лице мамы был однозначным: автопортрет, который папа затем назвал «бакинским», удался. Мама была восхищена тем, как отец тонко уловил оттенки своего эмоционального состояния. На автопортрете в трех створках зеркала мы видим лицо одного и того же человека с разными выражениями – по мнению мамы, они переданы с поразительной точностью.

Фото: Фонд Гейдара Алиева

«В мастерской» (1969)

Изначально эта картина была совершенно другой: в ее центре папа изобразил себя стоящим у мольберта. Полотно получилось несколько статичным, зато были прекрасно видны колоритные детали: инкрустированная мебель, прекрасный ковер и арабские кожаные пуфы, которые отцу подарил президент Египта Гамаль Абдель Насер, передав посылку через посла СССР в Египте. Эти пуфы невероятно украшали мастерскую!

Поскольку картина готовилась к очередной крупной выставке, отец торопился. Едва работа была закончена, пришел фотограф и снял ее для выставочного каталога. Сразу после этого папа приуныл. Маме он объяснил свое состояние тем, что дело уже сделано, а он ведь даже не успел принять твердого решения по поводу композиции новой картины. Оказалось, она ему не слишком нравилась.

Пока они разговаривали, я бродила по отцовской мастерской – всегда обожала это место. В тот день было прохладно, я была одета в красные колготки, красную кофточку и короткую клетчатую юбку. Послонявшись по студии, я села на пуф Абделя Насера и принялась рисовать – и в этот момент услышала папин голос: «Эльмира, взгляни, как маська хорошо смотрится на фоне ковра, вся в красном! Напишу ее прямо сейчас – она будет в центре картины вместо меня».

Мама с этой идеей сразу согласилась, но засомневалась, успеют ли на полотне высохнуть краски: картину планировалось отправить почтой уже на следующий день. Но папа все продумал: «Я напишу ее прямо на лаке!» – сказал он. И быстро, смешивая краску с лаком, записал на картине свою фигуру и нарисовал на этом месте меня. На все ушло максимум полчаса. Красное пятно в центре сразу собрало композицию, полотно преобразилось – получилась очень удачная картина, которая имела большой успех на Всесоюзной выставке в Москве. А у меня сохранился каталог с первым ее вариантом – с фигурой отца.

Фото: Государственная Третьяковская галерея
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»