Жерар Депардье: путешествие на Кавказ

Дорогу в Баку для Жерара Депардье проложил сам Александр Дюма-отец. Знаменитый французский актер приехал в столицу Азербайджана, чтобы обсудить несколько кинопроектов, посвященных кавказскому путешествию своего великого соотечественника.

БАКУ: Вы сегодня прогулялись по узким улочкам старого города, познакомились с древней архитектурой Баку. Каковы первые впечатления от встречи со столицей Азербайджана?

Жерар Депардье: О, это великолепный город! И видно, как бакинцы бережно и трепетно к нему относятся, реставрируют старые здания. Отрадно, что государство активно поддерживает реставрационные работы. Мне доводилось слышать, что еще при Гейдаре Алиеве в Баку активно восстанавливали старинные дома. И приятно, что нынешний Президент Азербайджана Ильхам Алиев продолжает эту традицию. Ведь Баку – совершенно уникальный город. И очень важно сохранить его для следующих поколений, сберечь дух и неподражаемую ауру. Мне, например, очень понравился камень, из которого сложены дома в городе. Это удивительный светлый материал, который играет даже на зимнем солнце.

Знаете, мне настолько понравилось в Баку, что я даже немного позавидовал бакинцам – им посчастливилось жить в таком красивом месте. Которое к тому же постоянно совершенствуется: новые дома гармонично соседствуют со старинными. Радует, что ведутся работы по озеленению города, – я видел много новых парков. Мне даже захотелось подольше пожить и поработать в Баку. Все-таки, если мы будем делать совместный фильм, не мешало бы получше понять и узнать местных жителей.

БАКУ: Ваша родная французская кухня – одна из самых знаменитых и сложных в исполнении. Как вам азербайджанская?

Ж.Д.: Я убежден, что кухня – одно из самых ярких проявлений национальной культуры и национального характера. Целые народы можно очень хорошо понять, если попробовать их блюда. Азербайджанская кухня очень богатая, необычная. Я бы назвал ее неагрессивной и мягкой, но очень запоминающейся. Она соблазнительна, и я, признаюсь, не устоял перед ее соблазнами. Нарушал свою диету, потому что очень уж хотелось все попробовать и оценить. Супы просто превосходны. Я стал их поклонником. А какие в Баку овощи!

БАКУ: Вы ведь занимаетесь виноделием. Как вам местное вино?

Ж.Д.: Очень достойное. Но даже очень вкусное вино можно сделать еще более классным. Хотя это уже дело техники. Главная тонкость сейчас – нужны маленькие частные винокуренные хозяйства, их очень не хватает. Во Франции чем меньше площадь винодельческого хозяйства, тем выше качество вина, потому что хозяин тщательно работает над совершенствованием сорта. Например, в ваших винах можно было бы уменьшить процент содержания винограда «каберне совиньон». Мне так кажется. Но я все-таки не профессиональный винодел.

БАКУ: Для вас виноделие – хобби или все же бизнес?

Ж.Д.: Удовольствие. Как и еда, вино для меня – увлечение. Но жизненно необходимое. И я стремлюсь всюду пробовать что-то новое. Это меня роднит с моим соотечественником – писателем Александром Дюма. Он ведь тоже приезжал в Баку, не в качестве романиста, а как обычный путешественник. Он смотрел на мир и восхищался его разнообразием. Вот и я не хочу, чтобы на меня смотрели как на звезду. Сегодня утром, когда мне показывали старый город, было неуютно гулять по крепости и ее окрестностям в окружении множества людей и фоторепортеров. Я же не Брэд Питт и не Анджелина Джоли. Мне хотелось увидеть старый город или посетить какой-нибудь музей, но это было просто невозможно, потому что вокруг бегали люди и не давали почувствовать место, проникнуться его энергетикой. С едой то же самое. Нужно оставаться с ней наедине, чтобы тонко дегустировать блюдо и понять нюансы вкуса, оценить и запомнить. И тогда, если годы спустя вновь встретишься с этим блюдом, сможешь вспомнить его вкус, как будто узнаешь старого доброго приятеля.

БАКУ: Говорят, что вы никогда не возвращаете костюмы, в которых снимаетесь. Это так?

Ж.Д.: Это действительно так.

БАКУ: А почему?

Ж.Д.: Для меня каждый фильм – это один неповторимый персонаж. Часть меня, которую я не хочу отдавать. Как любимая женщина, с которой прожил кусок жизни и которую не представляешь с другим.

БАКУ:  А где вы храните эти костюмы? Ведь у вас было очень много ролей.

Ж.Д.: Раздаю друзьям. Музеев имени себя любимого я не создаю.

БАКУ: Ваш коллега Пьер Ришар однажды заметил, что сниматься с вами – это экстремальный вид спорта. Интересно, что он имел в виду?

Ж.Д.: Да, было такое. Комики – очень специфические натуры. Между прочим, сам Пьер Ришар очень похож на героев, которых играет. Он из обеспеченной семьи, которая владеет довольно большим бизнесом. Отец Пьера очень похож на промышленника Рамбаля-Коше из фильма «Игрушка», где снимался Пьер. Когда Ришар был маленьким, он жил в огромном доме, почти дворце, и очень скучал. Единственной игрушкой, которую он хотел, был хоть один живой человек. Так что во многом этот фильм автобиографичен для самого Ришара. Мы с ним давно дружим. Он понимает, как сложно быть смешным.

БАКУ: Вы много снимались у русских режиссеров, говорили, что любите Достоевского. Чем еще вас привлекает Россия?

Ж.Д.: В России очень много хороших режиссеров, а русская литература – одна из самых выдающихся и влиятельных в мире. К сожалению, в последнее время ведущие российские режиссеры, такие как Никита Михалков или Павел Лунгин, все больше уходят в общественную жизнь и становятся скорее политическими фигурами, чем кинематографистами. И это плохо для них в частности и для российского кино в целом. Для меня самым выдающимся русским режиссером всех времен остается Андрей Тарковский.

БАКУ: По-вашему, режиссерам нужно переучиваться и возвращаться к старой школе?

Ж.Д.: Всегда нужно помнить, откуда мы, где наша культура, наши корни. Не нужно уподобляться американскому кинематографу, где 98 процентов снимаемых фильмов практически повторяют друг друга. Ведь мир так разнообразен… ну, вот как этот стол, на котором мы видим такое изобилие – от виски до пахлавы. Так давайте и искусство делать разнообразным. Пусть кино будет разным, чтобы каждый мог выбрать что-то свое, любимое.

БАКУ:  Складывается впечатление, что в голливудском кино герои в основном спасают мир, а европейское гораздо больше внимания обращает на индивидуальность героев.

Ж.Д.: Да, французское кино, например, больше сконцентрировано на чувствах одного человека. Это кино о душе и для души. А Америка – огромная и шумная молодая страна. Американцы как дети: они считают, что все самое лучшее у них. Я жил там, снимался и могу сказать, что 80 процентов американцев не знают, где находится, например, Азербайджан. Да и вообще ничего не знают. И это удивительно. Что там страны Европы! Зачастую люди, которые живут на Западном побережье США, не знают, что происходит на Восточном. После работы в Голливуде я вернулся в Европу, потому что в Америке для меня все слишком сложно. Я так и не смог почувствовать эту страну.

БАКУ:  Вы знакомы с множеством знаменитых политиков, от Фиделя Кастро до Жака Ширака и Владимира Путина. Вам легко с ними общаться?

Ж.Д.: Да, конечно. Ведь все они знают, что я не занимаюсь политикой. И им так же легко говорить со мной, потому что они видят во мне прежде всего свободного человека.

БАКУ: Какие впечатления у вас от азербайджанцев?

Ж.Д.: Мне показалось, что коммунистическая идеология, которая властвовала здесь 70 лет, сильно повлияла на атмосферу в стране. Тем не менее она совершенно особенная, неповторимая. Видно, что у людей много старинных обычаев, сохранившихся от предков. Сила традиции в Азербайджане очень велика, и это, наверное, хорошо. Именно традиции защищают культуру страны от ассимиляции.

БАКУ: В некоторых СМИ прошла информация о том, что вы призывали помогать Армении и Нагорному Карабаху. Вы могли бы прокомментировать вашу позицию?

Ж.Д.: В наше время интернет – не только всеобщее благо, позволяющее в течение секунд получить любую информацию, но и бесспорное зло. В Сети можно безнаказанно опубликовать любой текст от имени любого человека. Можно сказать все что вздумается и приписать этот бред известной личности. Я никогда не призывал оказывать помощь Армении в конфликте с Азербайджаном и не поддерживал идей об отделении Карабаха. И мне неприятно, что мое имя используют для манипуляций и политических спекуляций.

В блогах и на форумах от имени звезд кино и спорта пишут всякую чушь. Можно написать все что угодно, прикрепить любую фотографию, и вот вам сфабрикованный сюжет. Далее эта сфальсифицированная информация отправляется гулять по просторам Всемирной сети. Нельзя путать медиаинформацию и интернет-информацию. Интернет – это поле для манипуляций. Я свободный человек и не занимаюсь политикой. У меня есть личное мнение, но я не вмешиваюсь в политические конфликты.

БАКУ: А вы сами пользуетесь интернетом?

Ж.Д.: Нет! Даже мобильный телефон использую только для звонков. Я не хочу часами смотреть в экран, перелистывать сайты, где не говорят правды, а пишут много глупого и искаженного. Гораздо интереснее приехать в страну и увидеть ее своими глазами и уже на основании личных встреч делать собственные выводы. Так поступал наш писатель Жозеф Кессель. Он ездил, путешествовал и имел возможность лично оценивать все увиденное и услышанное. Интернет же искажает реальность и этим опасен.

БАКУ: Вас называют грубияном с золотым сердцем. Как вы к этому относитесь?

Ж.Д.: Да, действительно, так говорят. Я никогда не скрываю эмоций, могу быть резким, порой даже грубым. Но все-таки я люблю людей и таким необузданным способом тоже проявляю свою любовь. В конце концов, у русских же есть поговорка: бьет – значит любит.

БАКУ: Какую роль вам хотелось бы сыграть?

Ж.Д.: Конечно, есть большое желание явиться на экране в образе Александра Дюма-отца. Это было бы для меня очень почетно. Собственно, это и есть цель моего визита в Азербайджан: обсуждение фильма о кавказском путешествии Дюма, где будут представлены разные регионы страны. Но необходимо сперва согласовать сценарий, который представит азербайджанская сторона. Ну а в ближайшем будущем у меня в планах роль Распутина в российско-французском фильме. Съемки пройдут в России, а далее меня ждет очередной сиквел о приключениях Астерикса. Для меня работа над азербайджанским проектом очень важна! Главное – чтобы, посмотрев фильм, зрители узнали, каким был великий французский писатель и какая прекрасная страна Азербайджан. Было бы здорово, если бы после просмотра фильма люди стали читать книги Дюма, захотели глубже и подробнее изучить его интересную биографию, захотели приехать в Баку.

БАКУ: Получается своеобразная культурная благотворительность.

Ж.Д.: Только еще лучше. Кино – уникальный вид искусства: тут работают вместе глаза и сердце. Это возможность понять человека без слов.

separator-icon
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»