«Это фото – немножко обманка. При первом взгляде кажется, будто Огненные башни отражаются в зеркальце заднего вида. На самом деле отражения нет. Однажды мы с детьми катались на катере вдоль набережной, стекла на корабле были оклеены зеленой пленкой. Вдруг кто-то открыл форточку, и в этой «рамке», в своем естественном свете, на плотном желтом фоне появились башни. Меня зацепил этот контраст глубокого морского зеленого и теплых тонов за окном».
Большинство городских историй фотографа Халида Зейналова начинается на закате, когда Баку наполняется густым, особенно насыщенным цветом.
Баку – это живой город, здесь постоянно что-то происходит: в кадр входят люди, влетает мяч, пикирует чайка, въезжает, освещая фарами тень случайного прохожего, автомобиль. Подвижная фактура города может меняться порой самым радикальным образом: вчера здесь стоял ветхий дом, сегодня он исчез, а завтра, возможно, на этом месте вырастет (и изменит всю архитектонику пространства) небоскреб из стекла и стали.
Халид Зейналов – фотограф, известный коммерческими имиджевыми съемками: это он снимает, например, красивую рекламу для банков, которая потом украшает фасады высотных зданий.
«Снимать Баку, когда солнце в зените, невозможно, – говорит он. – Только рано утром или ближе к золотому часу». Профессионал такого высокого уровня, как Халид, конечно, экипирован лучшей техникой, в его «арсенале» семь фотокамер, но на вечерние прогулки после работы он обычно берет с собой маленькую «лейку» и снимает на пленку, решая непростую задачу передать через быстрый невыставленный кадр особенный цвет и атмосферу города в короткое время перехода из одного состояния в другое, смену дневного ритма на вечерний.
«Я люблю Баку за то, что он такой... – Халид тщательно подбирает слово, – разный».
«Этот вид на Каспий с моего балкона уже закрыла собой новостройка. От 2020-го у меня почти не осталось уличных съемок: во время локдауна я мог перемещаться по городу, разрешение на работу позволяло, но пустой, лишенный людей, движения, атмосферы, как будто неживой Баку стал неинтересен».
«На Баилове, где мы живем, снесли дом. И внезапно с возвышенности открылся новый вид на город внизу. Я припарковал машину и увидел, как на краю обрыва любуется широкоугольной панорамой, заполненной огнями, мальчик».
«Я прекрасно помню, как сделал этот кадр накануне Нового года возле станции метро «28 Мая». Уже смеркалось, небо казалось очень синим, работал елочный базар, прохожие спешили за подарками – мне кажется, холодные «пленочные» цвета вполне передают настроение зимы и праздника».
«Однажды я ехал мимо старых нефтяных вышек возле Балахан и обратил внимание на то, как нестерпимо сияет, буквально горит огнем в лучах заходящего солнца здание нового бизнес-центра. В тот момент у меня не было камеры, но я засек время и вернулся на то же место на следующий день, чтобы сделать эту фотографию».
«Как-то вечером я тестировал короткие выдержки на новой камере. Фотографы знают: чем короче выдержка, тем темнее фотография. Я делал чисто технические кадры. Но вдруг по улице проехал автомобиль, выхватил фарами силуэт прохожего – все произошло в одну секунду и сложилось в загадочный кадр, превратилось в историю».
«Я не считаю этот снимок, сделанный на абшеронском пляже недалеко от Бильгя, чем-то выдающимся. Мы шли с приятелем вдоль линии прибоя, и я сфотографировал волны, для нас в Азербайджане это совершенно привычная картина. Я родился в Гяндже, но с раннего детства живу в Баку, может быть, поэтому я не большой любитель отдыха у моря – но снимать его, как и город, люблю».