Хапут: затерянный мир

Даже на Google-картах этот населенный пункт найдет не всякий. Нужно долго и настойчиво приближать участок на юго-востоке Губинского района, пока посреди складок, изображающих горы, не проявится короткое слово Haput.

Лошади выясняют отношения у перевала Хыналыг.

Добраться до села Хапут еще сложнее, чем найти его на карте. Пара часов на автомобиле от Баку до Губы, яблочной столицы Азербайджана, – легкая прогулка по сравнению с тем, что ждет дальше. От Губы до популярного у туристов села Хыналыг ведет невероятно красивая дорога вдоль каньона реки Гудиалчай и выше, среди альпийских лугов. Красивая – и опасная, особенно зимой: 40 километров до села Алыг, а потом только на внедорожнике с полным приводом.

«Хапут – это затерянный мир на высоте две тысячи метров над уровнем моря»

Сквозь цветущие ветви вишневого дерева просматривается заснеженная вершина горы Петан.
На заднем плане фото, снятого со школьного двора, виднеется гора Чуруклюк на границе с Исмаиллинским районом.

Теперь еще пять километров вдоль каменистого речного русла – и вот оно, село Хапут, затерянный мир на высоте две тысячи метров над уровнем моря. Крошечное – обойти можно минут за 20, да и то если не спешить. Впрочем, спешить здесь совершенно некуда. Жизнь в Хапуте полностью подчинена сезонному ритму.

Фактически три четверти года приходится на зиму. Здесь она начинается в октябре и длится до мая, но этот факт никого не удручает – привыкли. Несмотря на суровый климат, в домах тепло: их отапливают специально заготавливаемыми на зиму кирпичиками из навоза овец и коров (они называются «тезек»). Большинство семей, а всего их в селе около сотни, в октябре спускаются из Хапута в равнинные районы и там ведут хозяйство, ухаживая за коровами и овцами. Женщины прядут пряжу из овечьей шерсти и затем вяжут шапки, носки, жилеты, ковры – всё, что нужно для тепла и уюта. С приходом лета хапутские семьи возвращаются в горы, где обычно остаются зимовать старики и пожилые женщины, которым незачем уходить на равнину.

Хапут относится к Шахдагской группе сел, названной в честь соседней горной вершины. По прямой от села до Шахдага около 20 километров

«Название села служит именем целого небольшого народа»

Житель села Хапут Нурулла Азизов – фермер, он содержит 300 овец и 40 голов крупного рогатого скота.
Чичек Намик Гадирова, ученица четвертого класса местной школы.
Иногда в село приезжают туристы. Их радушно приветствуют и взрослые, и дети.

Хапут – не только топоним, но и этноним: название села служит именем целого небольшого народа, сохранившего свою идентичность и даже язык. Представители этого этноса живут также в двух больших селах Исмаиллинского района – Гаджи-гатамли и Молла-исаглы – и в нескольких деревнях поменьше. Все это потомки хапутцев, которые в далеком прошлом спустились сюда с гор.

«Большинство семей, а всего их в селе около сотни, в октябре спускаются из Хапута в равнинные районы и там ведут хозяйство»

Друг с другом хапуты разговаривают на хапутском языке – он входит в северо-кавказскую языковую семью и имеет родство с лезгинскими языками. Недавно по хапутскому языку издали учебник. Скоро уроки родного языка введут в программу местных школ. Хапуты поддерживают добрые отношения с соседями. Они всегда рады угостить гостя традиционными блюдами – чабанским пловом, жарким из внутренностей, жирными лепешками из слоеного теста (фесели), вяленой бараниной и говядиной, которые готовят зимой в тандыре. И конечно, горным медом – шарафом, которому нет аналогов во всем мире. Хапуты в этом абсолютно уверены.  

«В двух селах Исмаиллинского района тоже живут потомки хапутцев, которые когда-то спустились сюда с гор»

Представитель администрации Алыгского района Мубариз Рустамов направляется пешком в село.
Ученик четвертого класса Орудж Рустамов учится выездке.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»