Крызы: жить своей жизнью

На высокогорном плато Большого Кавказа в районе Шахдага в одной маленькой деревне живет один маленький народ. Живет уже очень давно: крызы были одним из 26 племен Кавказской Албании, существовавшей 2000 лет назад. 

Фото: Эмиль Халилов

Утро в деревне Крыз начинается рано, как и 2000 лет назад. Часов в семь утра большая семья уже собирается в хорошо натопленной главной комнате. Взрослые и дети, молодые и пожилые рассаживаются на подушках вокруг низкого стола, на котором уже ждут едоков овечий сыр, сливки, хлеб, сахар. Закипает самовар, по стаканам разливают чай. Если выглянуть в окно, можно увидеть, как облака в абсолютной тишине клубятся где-то внизу, где лежит невидимый большой мир, во все века манивший и одновременно страшивший крызов.

***

Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов

Ночью шел снег, опять выпало десять сантиметров (с утра двор и дорога уже расчищены). Но день не ветреный и не слишком холодный, небо голубеет и солнце пригревает так, что можно даже загорать – Крыз находится на высоте почти 2000 метров. Старшие дети торопятся в школу, младшие заняты играми, женщины берутся за рукоделие – почти всё как встарь. Крызы во все времена занимались скотоводством, летом выпасали стада (в основном овец лезгинской породы) на альпийских лугах, на зиму перегоняли в низменные районы, и тогда вместе с животными деревню покидала большая часть мужчин, занимавшихся выпасом, дойкой и стрижкой овец. На зимовку в деревне оставались в основном старики и дети.

В семьях говорят на крызском языке, совсем не похожем на азербайджанский. В мире его понимают всего несколько тысяч человек. Люди в этих горах всегда жили настолько изолированно, что у каждой долины был свой язык. Скажем, в соседней долине живут будугцы, и их язык, по словам лингвиста Жиля Отье, «отстоит от крызского по структуре дальше, чем азербайджанский от узбекского».

Но главная сложность в том, что крызский язык на протяжении без малого 2000 лет был устным. Без письменности. Без летописей и книг. Историю передавали от отца к сыну, и к XIX веку, когда народом заинтересовались первые русские этнографы, информации дошло всего ничего. Земли крызов были частью Шемахинского ханства, во второй половине XVIII века вошли в Кубинское ханство, с 1806 года присоединены к России. Ученые говорят, что данные об истории крызов основываются «на этнотопонимических данных, на связях между этими данными и другими отрывочными фактами из средневековых источников».

Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов

Крызы рассказывают легенды. Рассказывают, что в деревне никогда не было рабов: не было такого, что кто-то был беднее, а потому бесправнее других, все считались равными. Тем, кому жилось труднее, сообща помогали. Рассказывают о роде Шубановых, которые владели огромными стадами и проложили несколько километров фаянсовых труб, чтобы раз в неделю посылать в деревню молоко: в этот день у «молочного источника» собирались люди из бедных семей. Рассказывают, что, когда войска русского генерала Зубова захватили Кубу, последний ее правитель шейх Али-хан несколько месяцев жил в Крызе, и крызы не выдали его под угрозами. А когда в средневековой Персии начались гонения евреев, их тоже прятали от преследований в Крызе: в деревне даже есть древнееврейское кладбище, а во время раскопок нашли серебряный поднос с древнееврейской надписью.

Вообще, камни рассказывают историю лучше людей. Старые люди в Крызе говорят, что здесь есть семь могил, расположенных одна над другой, в семь слоев. Древними могилами занято практически все свободное от домов пространство, каменные стелы можно увидеть даже в некоторых дворах. По количеству этих камней становятся понятны былые масштабы поселения: по данным переписи 1879 года («Сборник сведений о Кавказе»), в деревне было 714 дворов и 4795 обитателей. А теперь всего 30 домов.

***

«Люди в этих горах всегда жили так изолированно, что у каждой долины был свой язык»

Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов

В середине XIX века, считают историки, у шахдагских народов начался распад больших патриархальных семей, молодые уходили в так называемые отселки. (Народная легенда рассказывает свою версию, про «обиженных»: поссорившиеся братья расходились по разные стороны Кавказского хребта.) Так или иначе, в это время крызы начали спускаться вниз, на равнины, где находились хорошо знакомые им зимние пастбища, и там обустраивали новые селения: Алык, Джек, Хапут, Ергюдж. Позднее их потомки спустились в Губу, в Гусары, в Хачмаз, уехали в Сумгайыт и Баку, рассеялись по свету... и по большей части ассимилировались.

Исход горцев в низины продолжается по сей день. «Это естественный ход эволюции, тут ничего не поделаешь, – говорит Шахин Гурбанов, крыз в пятом поколении. – В горах жить сложно, очень сложно. В Баку дождь, а там уже минус и ветер ледяной, холод до костей пробирает. Люди стараются создать себе лучшие условия, хотят жить без сложностей, поэтому выходят за пределы своего селения. Пока живут наверху, они не понимают ценности своей культуры. Это можно почувствовать, только потеряв». Прапрадед самого Шахина ушел из деревни в 1850-е годы, сам Шахин немного понимает крызский язык, усиленно учит его по книгам. Раз в год он приезжает с тетрадкой в гости к пожилым родственникам, задает множество вопросов. «Мы должны сделать всё возможное, чтобы наша культура не исчезла, чтобы цепочка не разорвалась. Деревня Крыз – единственное место в мире, где можно увидеть, как всё было», – говорит он.

«Облака в абсолютной тишине клубятся где-то внизу, где лежит невидимый большой мир, во все века манивший и одновременно страшивший крызов»

Фото: Эмиль Халилов

Об этом же говорит французский лингвист Жиль Отье, много работавший в этих горах и защитивший диссертацию по крызскому языку (он записал и составил полную его грамматику): «Требуются тысячи лет, чтобы язык появился, и всего несколько десятилетий, чтобы он умер. Формирование языка – очень долгий процесс. В современном мире с телевидением и интернетом крызский стремительно исчезает. Эти люди сотни лет жили высоко в горах, они не хотят жить в городе, предпочли бы сохранить свой образ жизни, но если нет дорог и возможности коммуникации с большим миром, это крайне сложно. Когда я собирал материал, Крыз был очень изолированным, но позднее к нему построили большую дорогу – это очень важно. Теперь необходимо сохранить язык, который является частью культурного наследия страны. Достаточно выделить несколько часов в неделю на обучение школьников».

***

«Нрав крызов не растворяется ни в большом мире, ни в веках, ни в поколениях»

Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов

Несколько лет назад узкую опасную тропу, единственный путь из Гудиалчайского ущелья в Крыз, расширили до грунтовой автомобильной дороги. Добираться до деревни стало значительно проще, и не только летом. Дорога сделала Крыз частью большого мира. Теперь сюда время от времени наезжают гости. Даже незнакомым здесь всегда рады – приглашают в дома, угощают чаем, оставляют ночевать (но и гостям, к слову, не стоит приезжать с пустыми руками). 

Фото: Эмиль Халилов

Здесь можно увидеть, как работает у наковальни сельский кузнец Халаддин Асланов. Раньше, рассказывает он, работы было больше: и сельскохозяйственные инструменты чинил, и посуду, теперь же в основном спрос только на подковы.

Можно увидеть, как мастерица ткет ковер – он так и называется: «крыз». В ХХ веке ученые расшифровали его узор: стилизованные изображения свадебных шелковых платков, подносов со сластями и приношениями, женских украшений сырга, нарядных подсвечников, бараньих рогов рассказывают нам, что самым сокровенным таинством для крызских женщин во все времена была свадьба. Каждая мастерица мечтала о том, как будет смотреть (или вспоминала, как смотрел) на нее жених, стоящий на «бейдуран душ» – так называется возвышенность на окраине села, откуда местные женихи наблюдали процессию, сопровождавшую невесту в новый дом.

«Я верю тебе, но себе я верю больше»

Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов

Можно попробовать бозартму, вяленое мясо, пшеничную кашу, джульбур – картофельный суп со специями и кебаб, приготовленный на золе.

Можно послушать истории о национальных героях – например, о Сулейман-беке, которому царь присвоил звание то ли полковника, то ли генерала. Сулейман-бек был очень строгий и справедливый. Например, требовал охранять посевы от скота, а посягнувших на чужое овец велел резать и раздавать мясо народу. Однажды он увидел овец, разгуливавших среди пшеницы. Возмущенно обратился к слугам – мол, что такое? Ему ответили, что это его овцы. Тогда Сулейман-бек велел зарезать своих овец и раздать мясо: закон для всех одинаков.

Можно заглянуть в школу. Она отличается от жилых домов только размерами. Внутри небольшие комнаты, полные учеников. Первая начальная школа была открыта в Крызе в 1936 году, в нынешней дети учатся до девятого класса. Те, кто хочет продолжить образование, перебираются в школы-интернаты при районных центрах. Крызы – народ упрямый и упорный, всегда идут к цели до конца, и потому ребята из горной деревни поступают в университеты и даже становятся профессорами.

Про крызов часто можно услышать, что у них жесткий нрав горцев. Они несговорчивы, всегда остаются при своем мнении, с ними невозможно спорить: «Я верю тебе, но себе я верю больше». И этот нрав не растворяется ни в большом мире, ни в веках, ни в поколениях.

Фото: Эмиль Халилов
Фото: Эмиль Халилов
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»