Десять лет со дня включения в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, 50 лет со дня создания заповедника – сразу две круглые даты отметили в Гобустане.
Конечно, в масштабах временной шкалы Гобустана, чей расцвет, по подсчетам историков, случился 30–40 тысяч лет назад, эти круглые даты не слишком заметны. Однако они стали новой точкой отсчета для этой земли. Тысячелетиями она хранила секреты, а теперь люди пытаются расшифровать послания прошлого.
Древняя земля Гобустана красива собственной красотой. Зная, что когда-то здесь были дубовые рощи, заросли фисташковых и гранатовых деревьев, а море подступало совсем близко, кажется, что жизнь ушла отсюда. Плоские, так называемые столовые горы выросли будто на ровном месте. Геологи думают, что когда-то они были частью морского дна – эту версию подтверждает и то, что состоят они из мягкого ракушечника.
Если подняться на гору, видно, что гобустанская земля вокруг похожа на выцветшую скомканную материю, с заломами, проложенными много лет назад высохшими водными потоками. На территории заповедника – а это сто квадратных километров – есть грязевые вулканы, непрестанно что-то пришептывающие и фыркающие; есть и совсем малоизученные уголки – например, в самом дальнем конце заповедника стоит удивительно сохранившийся караван-сарай Мияджик, или Гарачи. Путешественники говорят про Гобустан: странное место, странная природа, странный свет, – и признаются, что сюда необъяснимо тянет.
Для большинства заповедник начинается со знакомства с интерактивным музейным комплексом. Коллекция здесь тематически распределена по нескольким залам: «Природная среда», «Археологическое открытие», «Жизнь людей древнего периода», «Путешествие во времени». Путешествие во времени – самое емкое определение и для самого заповедника. Археолог Исхак Джафарзаде многие десятилетия описывал найденные на территории Гобустана петроглифы. Из тех трех с половиной тысяч, что вошли в его монографию, можно узнать многое о том, как жили древние люди: их мифологию и идею сотворения мира, их тотемических животных и культ предков; о быте рассказывают тысячи зарисовок с танцами, охотой, рыбалкой. Знаменитый петроглиф с камышовой лодкой на закате когда-то очень заинтересовал Тура Хейердала (и заставил задуматься о связи гобустанцев с викингами). Есть камни, на которых целые наслоения рисунков – на протяжении тысячелетий люди приходили высекать изображения на одних и тех же камнях. Почему? И почему древние римляне, пройдя через всю античную Албанию, именно в Гобустане оставили свой «автограф» вечности? Чем больше мы знаем о Гобустане, тем больше загадок обнаруживаем.
О новейших исследованиях говорили на посвященной юбилею заповедника международной конференции «Наскальные изображения Гобустана – на перекрестке культур», прошедшей в Баку. Затем гости переместились в сам Гобустан, где уже вечером под открытым небом началась праздничная концертная программа. Выступали ашуги и мугамисты, танцоры Азербайджанского государственного ансамбля песни и танца имени Фикрета Амирова и Бакинской хореографической академии. Главным же номером программы стал балет Фараджа Караева «Тени Гобустана», который представили солисты Азербайджанского академического театра оперы и балета.