Выставка «Узун Гасан – правитель государства Аггоюнлу» в Центре Гейдара Алиева
Узун Гасан. Художник Агшин Кязимов. 2023

Выставка посвящена 600-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля и полководца. По сути, проект рассказывает в целом о XV столетии – времени формирования нового азербайджанского государства Аггоюнлу.

Благодаря своему высокому росту Нусрат ад-Дин Абул Наср Гасан вошел в историю как Узун Гасан: «узун» в переводе означает «высокий». В том, что прозвище справедливо, убеждает один из главных экспонатов выставки – кольчато-пластинчатый доспех правителя, выдающийся образец оружейного мастерства средневековых ремесленников. Так называемый джавшан, отлично защищавший воина, но не лишавший его свободы движений, впервые покинул стены Военного музея в Стамбуле ради бакинской выставки. Крупная плечистая восковая фигура султана одета в распашной халат, сплетенный из железных колец; самые уязвимые части тела – спина и живот – надежно прикрыты металлическими пластинами. На одной из спинных пластин надпись «Милосердный султан Гасан Бахадур».

Доспех Узун Гасана. XV в.

Кураторы выставки, доктор философии в области искусствоведения Амина Меликова и доктор философии по истории Сабухи Ахмедов, подробно и с вниманием к деталям разворачивают перед зрителем историю эпохи и ее правителя. Будущий султан, происходивший из тюркского племени баюндур и династии Аггоюнлу, появился на свет в 1423 году в Диярбакыре, городе на юго-востоке современной Турции. Его родителями были Али ибн Гара Юлук Осман, бей Аггоюнлу, и его двоюродная сестра Сара-хатун, правнучка трапезундского императора. Род Аггоюнлу враждовал со своими соседями и родственниками – племенной конфедерацией Гарагоюнлу. В этой войне участвовал и отец Узун Гасана, но скончался в 1438 году, так и не успев покорить неприятеля.

Сын воплотил в жизнь отцовские планы: в 1467 году в битве близ города Муш он разбил войска Джаханшаха Гарагоюнлу, основал государство Аггоюнлу и принял титул падишаха. Отныне территория Аггоюнлу простиралась от берегов Куры до Персидского залива, включая в себя будущие земли Азербайджана, Восточной Анатолии, а также арабского Ирака и почти всего Ирана. Столицей государства стал Тебриз, важный перевалочный пункт на Великом шелковом пути. Вступая на престол в 1468 году, Узун Гасан известил султана Османской империи Мехмета II: «Ныне весь Азербайджан, Ирак Персидский, Фарс, Кирман, Шираз, Ирак Арабский находятся под нашей властью».

Тебризские миниатюры 1476 г. Иллюстрации к сборнику поэм «Хамса» великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви

Проследить, как из небольшого бекства разрасталась империя, посетителям выставки помогает интерактивный стол. На мультимедиакарте отмечены основные вехи правления Узун Гасана. Он стал правителем нового типа: его системная стратегия управления способствовала развитию оседлого образа жизни, росту городов и международной торговли, процветанию ремесел. Правитель старался заручиться поддержкой населения, и это вполне удалось – неслучайно в народе его называли «справедливым султаном».

Узун Гасан стремился соответствовать реалиям меняющегося мира и хорошо осознавал, что, помимо законов шариата, государству необходимы законы гражданские, охватывающие социальные и экономические отношения. В результате был издан сборник «Ганун-¬наме» – «Узаконения». Закрепленные в нем установления действовали даже в XVI веке в азербайджанском государстве Сефевидов при шахе Исмаиле I.

Музей стамбульского дворца Топкапы предоставил для выставки копии тебризских книжных миниатюр XV – начала XVI века. С миниа¬тюрами соседствуют копии писем и указов Узун Гасана из собрания Управления государственного архива при администрации президента Турецкой Республики. «Исторические факты, не опирающиеся на архивные данные, не отражают реальности и не имеют какой-либо ценности, – напомнил на вернисаже глава управления профессор Угур Унал. – Отрадно, что среди миллионов документов у нас есть возможность представить образцы записей, принадлежащих правителю Узун Гасану». Одним из самых ярких экспонатов стала копия редкой тебризской миниатюры, сотканная специально в виде ковра. Геометрическая композиция, в которую четырежды вписано имя имама Али, больше похожа на произведение современного искусства, чем на произведение XV столетия. Копии тебризских миниатюр на темы поэм Низами Гянджеви, напечатаны на шелке. Отдельный раздел экспозиции посвящен Саре-хатун, матери Узун Гасана. Ее фигура уникальна и для мусульманского Востока, и для средневековой Европы: эта женщина возглавляла ряд государственных дипломатических миссий, в том числе к османскому султану.

Примечательно, что Узун Гасан толерантно относился к христианскому миру, имел контакты с Московским княжеством. Четвертой женой султана стала Феодора Комнина, дочь трапезундского императора Иоанна IV Великого из византийской династии Комнинов. Он позволил супруге сохранить христианскую веру, что способствовало установлению дипломатических отношений с Венецией и Римом. Деспина-хатун была ослепительно хороша: ее портрет работы италь¬янского художника Антонио Пизанелло можно увидеть в капелле Пеллегрини базилики Св. Анастасии в Вероне.

В нумизматическом разделе представлены монеты, ходившие в государстве Аггоюнлу; в археологическом можно увидеть образцы керамики, поливных изразцов и медной посуды. Экспонаты для проекта предоставили Национальный музей истории Азербайджана, Азербайджанский национальный музей искусств, Азербайджанский национальный музей ковра, Гянджинский историко-краеведческий музей, Азербайджанская национальная библиотека.

Первые посетители выставки не остались без ценных подарков. К 600-летию со дня рождения Узун Гасана компания AzerGold отчеканила из азербайджанского золота монету с изображением гербовой печати (тугра) султана, а также орнамента с его доспехов и щита.

separator-icon
Деспина-хатун. Фрагмент фрески работы Антонио Пизанелло. XV в.
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»