Губинские ковры: рассказанное на пальцах
Фото: Александр Гронский

Ковер в Азербайджане – не просто предмет интерьера. Мастерство ткачих, создававших свои произведения годами (даже сегодня на то, чтобы соткать один метр, уходит месяц ручной работы), подняло это ремесло на уровень искусства, которое в ХХ веке стал изучать специальный раздел науки – ковроведение. Азербайджанские ковры разделили на четыре типа, которые в свою очередь делятся на семь групп: губинскую, ширванскую, бакинскую, гянджинскую, газахскую, карабахскую и тебризскую. Губа и окрестности и сегодня место рождения прекрасных ковров.

Один из наиболее древних азербайджанских ковров в коллекции нью-йоркского музея искусств Метрополитен (возраст этого экспоната составляет около трех столетий), предположительно был соткан в Губе. К этому склоняются эксперты, глядя на его сложный, богато декорированный орнамент, в котором некоторые элементы напоминают то ли зубчатый край виноградного листа, то ли гребень дракона. Всего в губинской школе различают более 30 композиций, у каждой – десятки собственных геометрических и растительных элементов: они изображают музыкальные и сельскохозяйственные инструменты, поднос-хончу, светильники, рога, ножницы, полумесяц, костер, уток, раков, голову птицы, крошечные цветы…

Фото: Александр Гронский

Фатима Агамирзаева, глава ковровой мастерской Aygun из Губы способна многое рассказать о любом ковре, лишь бросив на него взгляд. Большой прохладный дом, несколько просторных светлых комнат с ткацкими станками – за ними работают ученицы Фатимы ханым, которые приезжают из далеких сел района (научившись, они будут работать уже из дома). В мастерской десятки ковров. Если рассматривать их внимательно – лучше всего по одному выносить в сад, разворачивать и расстилать-развешивать среди деревьев, – то окажется, что каждый – настоящее сокровище. Взять хотя бы «Зейхур» (на фото вверху). Как и в других случаях, фрагмент старинного ковра с этим орнаментом попал в мастерскую случайно: «Нашли ребята в одном из селений высоко в горах, принесли мне кусок, мы восстановили узор». Композиция ковра «Зейхур» довольно древняя – она восходит к дворцовым коврам «Хатаи» эпохи Сефевидов.

Фото: Александр Гронский
Фото: Александр Гронский

Нам, новичкам, Фатима ханым объясняет, что главный цвет губинских ковров красный: «Красный любили, потому что в горах зимой сыро, холодно, а постелешь на пол красный ковер – сразу как будто теплее становится. И изображали на нем солнце, птичек, цветы, потому что ковер был для радости». В конце мая собирали в горах цветы растения, похожего на дикую морковь, – именно оно давало этот жаркий оттенок красного. 

В старину высоко в горах люди обращали внимание на мелочи, о которых сегодня не задумываются. Например, на то, какое насекомое после зимы появляется первым. Какое выползло – такой и будет год: урожайный ли, засушливый ли, дождливый ли. На этом ковре из села Чичи под названием «Аг гюль» («белый цветок») схематично изображено несколько видов насекомых. Ковры «Аг гюль», посвященные растениям и всем, кто на них живет, ткали и в других высокогорных селах Губинского района.

В центре вселенной – солнце, рядом – туман и облака. При свете солнца животные живут в мире и согласии, а ночью проявляют свой истинный характер. Лев крадется на охоту. Волк съедает козу. Большая птица кричит, предупреждая о беде. Всё это рассказано – закольцовано – в похожем на персидскую миниатюру ковре по мотивам древнеиндийского эпоса «Калила и Димна», который соткала ученица Фатимы Агамирзаевой в качестве дипломной работы. 

Фото: Александр Гронский
Фото: Александр Гронский
Фото: Александр Гронский

Когда-то шерстяные нити, из которых ткали губинские ковры, окрашивали исключительно красителями, добытыми из местных растений. Восстановление рецептур и создание плантаций соответствующих цветов и трав – один из главных проектов Фатимы Агамирзаевой. На три красителя уже получены патенты.

Когда ковер начинаешь, даже имя свое забываешь», – говорят мастерицы. Узелок за узелком (в одном квадратном метре – до 300 тысяч узлов), он рождается медленно, трудно, поднимается, как гора. Текущая вода узора на прохладном кобальтовом фоне. Среди ткачих существует поверье, что все это время нужно гнать от себя плохие мысли: ковер впитывает энергию создающих его рук. Зато среди азербайджанских ковров, сотканных в горах, нет двух одинаковых.

Фото: Александр Гронский
Фото: Александр Гронский

В Хыналыге, Грызе, Алпане, Джеке, Ерфи и еще трех десятках сел Губинского района ткут собственные традиционные ковры. Где-то есть артели, где-то – небольшие мастерские с магазинчиками, куда можно зайти. Возможно, вам не откажут, если вы проявите любопытство и попросите разрешения взглянуть на старинные домашние ковры. А в жаркий летний день и просить не надо – самые ценные экземпляры просушивают от зимней сырости прямо на улице, на горячих камнях. 

Фото: Дмитрий Лившиц
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»