Настоящее и будущее азербайджанского ковроткачества предстало на выставке «Искусство ковра – эволюция смыслов» в музее-заповеднике «Казанский кремль».
Азербайджанский национальный музей ковра привез в столицу Татарстана 17 старинных и современных ковров, 19 ковровых эскизов и инсталляцию. Его директор доктор философии в области искусствознания Ширин Меликова давно и углубленно занимается популяризацией искусства азербайджанского ковра в мире – она и выступила куратором выставки.
Экспозиция разделена на два блока. Историческую часть составили вещи из музейной коллекции, созданные на рубеже XIX–XX веков в трех регионах Азербайджана. Сельджукские, газахские и карабахские ковры имеют родовые клейма, отличаются характерными орнаментами и цветами, и в этих шерстяных узелках и нарядных узорах таятся секреты исторической памяти. Например, карабахский безворсовый ковер, известный еще как зили, традиционно украшают абстрактными геометрическими орнаментами и стилизованными птицами, тотемами, хранителями рода.
Одна из задач проекта – подчеркнуть тему преемственности, показать новую жизнь традиционного ковра. Ответственным за этот блок выставки Ширин Меликова выбрала художника Чингиза Бабаева, выступающего под творческим псевдонимом Chingiz. Бабаев воистину человек-оркестр: ему тесно в рамках одного жанра, он постоянно экспериментирует – то с ленд-артом, то с фотографией, то с ювелирными украшениями, то со скульптурой. Даже участвовал в создании восковых фигур для Музея мадам Тюссо – работал, например, над образами Билли Холидей и Майкла Джексона.
Сегодня наиболее важным для себя Бабаев считает создание концептуальных ковров, с помощью которых он как бы протягивает нить между прошлым и будущим. «У моего первого ковра сложное название, на выставке он сокращенно называется «Люди», – говорит Бабаев. – Хотя на самом деле это черви. Есть ковер «Безголовые» – на нем изображены человечки, у которых не то что мозгов, а вообще головы нет – они вечно в ее поисках. Это не конкретно про Азербайджан, Россию, Америку или Европу – таким я вижу современный мир в целом».
Ковер для Бабаева – могущественная стихия, целый космос. Cделав его инструментом самовыражения, создавая собственный язык орнаментов и драматургию, Chingiz, тем не менее, сохраняет уважение и приверженность канонам: для художника важны и натуральные красители, и ручные техники ткачества. Древние практики помогают ему сконцентрироваться.
В Казани Бабаев также показал инсталляцию «Чистая история» – лишенный рисунка однотонный ковер из натуральной шерсти. Подробнее о творческом методе художника рассказывает документальный фильм, который можно посмотреть на выставке.